Что такое педагогический прикорм

Педагогический прикорм: хорошо забытое старое

Что такое педагогический прикорм

Столько вопросов в последнее время про особенности  педагогического прикорма: что это за штука такая? Не опасно ли для ребеночка? Каждому ли подходит или есть какие-то ограничения?

Чтобы было проще понять для себя этот процесс — объясню все в этой статье.

Чем отличается педагогический прикорм от традиционного педиатрического. Разберёмся в особенностях знакомства грудничка с новыми вкусовыми ощущениями. Какие существуют преимущества и недостатки педагогического вида прикорма.

Прикорм — что такое?

  • Прикормом называется введение в рацион малыша дополнительных продуктов, с целью знакомства с новой едой;
  • Его вводят постепенно, учитывая готовность ребёнка;
  • ВОЗ рекомендует приучать детей ко взрослой пище после полугода. Позже можно, раньше не желательно, так как ферментная система малыша незрелая;
  • Если ваш кроха на грудном вскармливании, хорошо прибавляет в весе и росте, торопиться с прикормом не стоит, но и запаздывать тоже не рекомендую! При появлении признаков готовности к новым вкусам и консистенциям, имеет смысл начать приобщение ко взрослому столу.

Виды прикорма

В современной практике выделяют два вида: педагогический и педиатрический прикорм. Отличия между ними заключаются в технике, правилах, способах, сроках введения новых продуктов в меню грудничка.

  • Это традиционный способ введения дополнительных продуктов, который берёт начало с советских времён;
  • Врачами разработана специальная таблица, с рекомендуемыми видами блюд, где чётко расписаны: возраст, название пищи, количество в граммах;
  • Подобное обновление рациона постепенно заменяет грудное кормление и вытесняет его совсем к 1 году.

Подробнее о педиатрическом прикорме>>>

  • Существовал всегда и еще 70 лет назад люди бы удивились, что для такого знакомства с продуктами есть такое заумное название;
  • Он основан на постепенном приучении малыша ко взрослому столу на комфортных для всей семьи условиях.

Что такое педагогический прикорм

Если вам интересно, что такое педагогический прикорм, то суть его заключается в употреблении ребёнком тех же продуктов, что едите и вы.

При этом кроха остаётся на грудном вскармливании и оно является приоритетным в режиме питания.

  1. Вы постепенно приучаете малыша к общему столу;
  2. Во время завтраков, обедов и ужинов ваш грудничок наблюдает, как вы принимаете пищу и вы даёте ему крошечную дозу (в объёме рисового зёрнышка) из своей тарелки, внимательно наблюдая за реакцией;
  3. Разумеется, вы должны начать с безопасной дозы, по размеру и консистенции;
  4. Тактика педагогического прикорма основана на осознании того факта, что прикорм — это знакомство малыша с новой пищей. причем, желательно знакомить сразу с той пищей, которую ребенок будет кушать всю дальнейшую жизнь.  Это, конечно, очень кратко.

Мне даже сложно называть это каким-то типом прикорма, поскольку это просто определенный подход к введению прикорма, который можно успешно совмещать с обычным прикормом  в виде пюре.

Главнейший плюс такого подход — ребенок имеет устойчивый и крепкий аппетит на протяжении всей дальнейшей жизни +  хорошее пищеварение и отсутствие проблем с желудком.

Важно! Педагогический прикорм успешно применяют и мамы детей-искусственников. Ведь принципы прикорма и обучение поведению за столом подходят любому ребенку.

Основными целями педагогического прикорма являются:

  • приобщить малыша к семейным традициям принятия пищи (также интересная статья: Семейные традиции и годовые праздники>>>);
  • научить пользоваться столовыми приборами;
  • научить аккуратно кушать и правильно вести себя за столом;
  • сформировать у ребенка хороший аппетит, чтобы исключить насильственное кормление.

задача в педагогическом приёме: не накормить грудничка любыми способами, а познакомить с новыми вкусами и консистенциями еды.

По мере роста и созревания желудочно-кишечного тракта ребенка, вы постепенно увеличиваете дозировку новой пищи. Можно предлагать продукт небольшим куском, который малыш с удовольствием мусолит: яблочко, сухарик, баранка.

Так грудничок учится держать в руках продукт, самостоятельно подносить ко рту, пережёвывать. Обязательно следите за безопасностью.

После года вы уже можете полностью перевести кроху на общий стол.

Плюсы и минусы этого типа прикорма

Педагогический прикорм при грудном вскармливании считается наиболее физиологичным процессом приучения ребёнка к общему столу. Вас может шокировать то, что малышу предлагается не пюрированная еда.

Но подумайте, каким образом вводили прикорм наши прапрабабушки, когда не было ни мультиварок, ни блендеров, ни прочих приспособлений современного века? Вся семья имела единый рацион без различения возраста.

Рассмотрим положительные моменты педагогического прикорма:

  1. Научить пониманию ценности еды. Вы не заставляете малыша кушать.

Замечено, что дети, выросшие на этом типе прикорма, имеют прекрасный аппетит и едят предложенное без копания.

  1. Ощущение и следование сигналам своего организма.  Оглянитесь вокруг и посмотрите, сколько людей страдают от переедания или тяги к сладкому.   Это полное игнорирование потребностей тела, сформированное в результате советского прикорма.

При педагогическом подходе идет учет такой важной особенности рудничка: ребенок ест, подражая родителям, а не из чувства голода (по крайнем мере в самом начале прикорма).

Кстати, именно поэтому большинство детей, которых мамы начинают кормить по граммам из распечаток, выданных педиатром, сталкиваются к 7-8 месяцам с полным отказом ребенка от прикорма.

Если в 6 месяцев ребенок с удовольствием пробовал новые вкусы и съедал приличные объемы, то сейчас начинает сжимать губы и мотать головой.

Поздравляю! Вы своими действиями уничтожили пищевой интерес ребенка.

Самое лучшее, что можно сделать — это прекратить попытки накормить ребенка и начать действовать с учетом принципов восстановления и сохранения пищевого интереса.

В советские времена очень часто практиковалось форма манипуляции и насилия в принятии пищи: ложечка за маму, за папу и всех остальных. Такое поведение ведёт к устойчивому регулярному перееданию в дальнейшем и формированию нездоровых пищевых привычек.

  1. Ребёнок  учится жевать и глотать в  благоприятный для этого период.  Суть в том, что у ребенка есть физиологическая программа — научиться жевать и глотать твердую пищу в период с 7 до 9 месяцев. Если этот период упускается, а если вы кормите ребенка пюре, то точно пропускаете этот важнейший возрастной этап, то в дальнейшем сталкиваетесь с тем, что ребенок давится любым кусочком и может есть только пюре.

В моей практике были случаи, когда 2-3 летние дети оставались на питании жидкой пищей или могли есть только пюре, поскольку при попадании хоть малейшего твердого кусочка им в рот, у них начиналась рвота или они поперхивались и давились.

Коррекция такого состояния весьма сложна, требует времен и много терпения от мамы.

Гораздо проще все сделать правильно сразу, особенно сейчас, когда вы  об этом прочитали.

В курсе Азбука прикорма, вас будет ждать подробный блок о том, как правильно знакомить ребенка с кусочками, как соблюсти технику безопасности и как научить ребенка жевать.

Подробнее о курсе смотрите здесь>>>

  1. Приучать к правилам поведения за столом;
  • Этот процесс вы начинаете задолго до прикорма: месяцев с 3 – 4 держите кроху у себя на коленях за столом, сначала он выступает в роли наблюдателя;
  • После полугода, когда грудничок готов к знакомству с новой едой, даёте ему микродозы блюд;
  • Как только малыш научится устойчиво сидеть, устраивайте его в специальный стульчик для участия в общей трапезе (актуальная статья по этой теме: Когда ребенок начинает сидеть?>>>);
  • Можно выдать безопасную ложечку, крышечки с целью изучить предметы. Покажите, как пользоваться столовыми приборами. Также читайте близкую по теме статью: Как научить ребенка кушать самостоятельно?>>>
  1. Вам не придётся готовить отдельное меню малышу. Соблюдая элементарные правила здорового питания, составляете ежедневный общий рацион для всей семьи. Конечно, имеются продукты, которые противопоказаны маленьким детям. Это нужно учитывать и не предлагать.

Важно! Кормить грудью вы можете, как до взрослой еды, так и после. На этапе введения прикорма ребенок может все запивать маминым молоком и это нормально.

Когда вы только начнете  прикорм у вас могут появляться сомнения, трудности и многочисленные вопросы. Это нормально!

Чтобы вам было проще, для всех участниц курса Азбука прикорма я записала практические видео по тому, как и что нужно делать с ребенком за столом.

Вы сможете увидеть, как правильно сидеть с ребенком за столом,

как ребенок кушает кусочки,

как давать еду, чтобы укреплять пищевой интерес, а не разрушать.

Вы увидите видеоразборы прикормов других мам с детьми в возрасте от 6 до 11 месяцев.

Гораздо проще  вводить прикорм по понятным рекомендациям от практика.

Проходите по ссылке, выбирайте вариант участия и до встречи на курсе по введению прикорма!

:

Источник: https://uroki4mam.ru/pedagogicheskij-prikorm

Таблица и схема педагогического прикорма при грудном и искусственном вскармливании

Что такое педагогический прикорм

Педагогическим или естественным прикормом называется метод введения в рацион малыша взрослой пищи. При этом пища очень медленно вводится, чтобы постепенно приучить маленький организм. Сперва родители берут малыша за стол, чтобы тот смотрел, как они кушают, и сам захотел попробовать взрослую пищу. При этом она для ребенка может быть не измельченной. Данный метод не является новшеством, он известен еще с советских времен.

Педиатрический и педагогический прикорм: в чем разница

Педиатрический и педагогический – разные виды прикорма.

Педиатрический:

  • метод разработан в виде таблиц с подробным описанием блюд в граммах, согласно возрасту ребенка;
  • данный способ рассчитан на то, что новый рацион постепенно заменит кормление грудью ближе к 1 году рождения.

Педагогический:

  • введение в рацион малыша пищи, которую едят взрослые;
  • еда дается в минимальном количестве, только для ознакомления;
  • грудное кормление сохраняется;
  • прикорм вводится, когда малыш уже может сидеть, и у него появились зубки.

При педагогическом способе введения в рацион малыш может пробовать новую пищу до, во время или после кормления грудью, и даже запивать грудным молоком.

Педприкорм при грудном вскармливании. Таблица

Педиатрический прикорм разработан врачами в виде таблицы. Данный способ введения блюд направлен на переход с грудного вскармливания на пищу из фруктов, овощей и других видов продуктов.

Разработана специальная таблица с подробным описанием продуктов, которые можно давать малышу, не зависимо, находится он на грудном или искусственном кормлении.

Название блюд Количество в граммах 6 месяцев 7месяцев 8месяцев 9месяцев 10месяцев 11месяцев 12месяцев
Измельченные  овощи От 10 до 120 От 80 до 120 150 170 От 180 до 200 От 180 до 200 От 180 до 200
Перемолотые фрукты От 5 до 60 От 50 до 60 60 70 От 70 до 80 100 От 100 до 110
Сухари, сладости От 3 до 5 5 5 5 10 10
Каши на воде От 10 до 150 От 150 до 180 От 150 до 180 200
 Масло 1 От 3 до 5 5 5 5 5
Хлеб 5 5 5 5 10
Сок на основе фруктов От 10 до 30 50 60 80 От 100 до 110
Пюре из мяса От 10 до 30 От 30 до 70 От 60 до 70 От 60 до 70 80
Масло сливочное 1 От 3 до 5 5 5 5
Каши на молоке От 100 до 200 От 100 до 200 От 100 до 200 От 100 до 200
Кефир От 10 до 30 50 100 От 150 до 200
Творожные продукты От 10 до 30 40 40 40
Желток 0,25 0,25 0,5 0,5
Измельченная рыба 10-30 50 60

Введение прикорма при искусственном вскармливании

Детям, получающим смеси в виде основного питания, необходимо искусственное введение каш и овощей, богатых железом в возрасте, не раньше 5-6 месяцев, а к 8 месяцам – введение в рацион мяса.

Внимание! При кормлении адаптированными смесями, желательно применение схемы педагогического прикорма.

Происходит постепенная подготовка пищеварительной системы ребенка с формированием правильной ферментной активности при минимальных дозах взрослой пищи, знакомит с новой едой и учит пережевывать пищу.

Благодаря достаточному количеству полезных питательных веществ, получаемых из качественной адаптированной смеси, использование прикорма может применяться только как ознакомление с пищей, отличной от смеси. При искусственном вскармливании в виде прикорма рекомендуется введение кисломолочных смесей с 4-6 месяцев.

Плюсы и минусы

Педиатрический, плюсы:

  • мама более спокойна, так как придерживается советов врачей и разработанной врачами схемы;
  • легко узнать, на какую пищу у ребенка аллергическая реакция или срыв стула;
  • грудное молоко можно постепенно заменить пищей, предложенной в таблице прикорма.

Минусы:

  • питание приходиться готовить персонально (по сравнению с педиатрическим);
  • ребенка кормят отдельно (отсюда позднее привитие поведения за столом, снижение аппетита, капризы);
  • ребенок может начать отказываться от приема еды (прикорма) и принимать только грудное молоко;
  • либо может в возрасте раньше положенного срока полностью отказаться от кормления грудью;
  • появляется вероятность позднего развития процессов жевания и глотания.

Педагогический, плюсы:

  • с малого возраста ребенку прививаются пищевые пристрастия семьи, в которой он воспитывается;
  • формируются задатки хорошего аппетита. Ребенка не заставляют кушать, он сам ест, подражая взрослым;
  • малыш быстрее привыкает к еде взрослых (не нужно готовить ему отдельно);
  • укрепляет желудочно-кишечный тракт (в частности, здоровый желудок);
  • правильное поведение за столом;
  • способствует в дальнейшем правильному приему пищи без переедания;
  • учится применять столовые приборы.

Минусы:

  • может возникнуть сложность в определении того, на какую пищу у ребенка аллергия или из-за чего диарея;
  • поначалу малыш может давиться едой, чего боятся родители;
  • в семье все должны питаться правильно, так как малютке запрещена вредная пища;
  • если мама больна ОРВИ или какой-либо другой инфекцией, передающейся через посуду, слюну, есть вероятность инфицировать малыша недугом.

Основные принципы естественного прикорма

Принципы:

  • педиатрический способ введения другой пищи в естественный детский рацион желательно начать в возрасте 6 месяцев, когда пищеварение ребенка становится более устойчивым. Ведь применение раньше 5 месяцев может вызвать расстройства в виде поноса, колик в кишечнике и даже аллергических проявлений;
  • начинать надо с моно продуктов, дозами размером с зернышко (если твердая пища), постепенно увеличивая количество и вводя комбинированные блюда;
  • за неделю можно дать попробовать не более 3 видов продуктов;
  • важно давать пищу из тарелки, чтобы привить правильную культуру поведения за столом, а не просто со стола.

Какой вид прикорма выбрать

У каждого вида прикорма есть плюсы и минусы. Какой из них лучше, можно узнать у педиатра. Но окончательный выбор остается за родителями.

Важно понять, что правильное введение прикорма влияет на здоровье малыша и предотвращает колики в кишечнике, вздутие, боли в животе, аллергических реакции и прочие проявления детских недомоганий.

Нежелательно вводить прикорм, когда у малютки режутся зубки, в период постановки прививки или если он заболел. Он дается только при хорошем самочувствии и веселом настроении малыша.

Источник: https://grudnichky.ru/pitanie/pedagogicheskiy-prikorm.html

Педприкорм: что это такое и как его организовать

Что такое педагогический прикорм

Все мамы когда-нибудь да задумываются о прикорме. Многие продвинутые мамочки слышали такое выражение, как педприкорм. Сегодня сайт для мам supermams.ru подробно расскажет о том, как организовать педприкорм со своим ребенком.

Что такое педприкорм?

Начнем с самого простого: что такое «педприкорм» отличается от привычного всем прикорма пюрешками (педиатрического прикорма)?

Педиатрический прикорм был особенно популярен во всем мире в прошлом веке, да и теперь не сдает своих позиций. Все мы знаем, что детские творожки и пюре – та еда, с которой мы знакомим ребенка в первую очередь. Ребенка отдельно от всех сажают в высокий стульчик и кормят с ложечки.

Основная задача такого прикорма – быстро перевести ребенка на взрослую еду, заменив ею большую часть (а то и все) кормления грудью.  Поэтому ребенка активно кормят.

Схему введения прикорма в виде таблички с возрастом ребенка, продуктами, и граммами вам выдаст любой педиатр, да и поиск в интернете.

В отличие от педиатрического, педприкорм (педагогический, или естественный прикорм) организован совсем по-другому. Все питательные вещества ребенок по-прежнему получает из грудного молока, но после появления у ребенка пищевого интереса мама дает ему крохотные кусочки еды из своей тарелки. Перед мамой не стоит задачи впихнуть в ребенка «столько-то граммов», она просто знакомит ребенка и его организм со своей едой.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как долго можно хранить готовую смесь

Чем хорош педприкорм

Педприкорм – прикорм для ленивых мам!

  • Не нужно готовить ребенку еду отдельно от себя
  • Не нужно тратиться на дорогое детское питание
  • Не нужно беспокоиться, что ребенок не поел, и теперь останется голодным, и вообще не вырастет
  • Не нужно трепать себе нервы, что ребенок не съел пюре, на приготовление которого вы угробили полдня и кило продуктов

Кроме того, педприкорм полезен для детей:

  • Ребенок получает микродозы взрослой еды, которые ему гораздо легче переварить с помощью ферментов, которые он получает из материнского молока.
  • Ребенок сразу учится жевать и глотать, и вообще обращаться с кусочками пищи (если кусочек слишком большой, выплюнет)
  • Мусоля кусочки пищи во рту, ребенок пропитывает их слюной, что способствует их дальнейшему перевариванию.
  • У ребенка формируется здоровое отношение к еде и в дальнейшем нет проблем с аппетитом (не переедает, меньше проблем с пищеварительной системой).
  • Ребенок учится самостоятельно есть.

Когда уже можно вводить педприкорм

Вообще, ВОЗ не рекомендует вводить какой бы то ни было прикорм раньше 6 месяцев. Кроме того, критериями введения педприкорма являются:

  • Готовность желудочно-кишечного тракта. У ребенка начинают вырабатываться ферменты для переваривания взрослой пищи. Это проявляется тем, что при попадании в организм ребенка взрослой еды, у него нет отрицательных реакций (учащение или урежение стула, вздутие живота, рвота и аллергические реакции). Кроме того, с выработкой ферментов кал ребенка приобретает неприятный запах, как у взрослых.
  • Готовность головного мозга. Проявляется возникновением пищевого интереса. Ребенок внимательно следит, как кусочки еды исчезают во рту родителей, тянет ручки к еде. Если ребенка можно отвлечь от еды, дав ему ложку или салфетку, это еще не пищевой интерес, а если ребенок четко нацелен именно на еду, и салфетка его не устраивает, можно смело начинать педприкорм.

Как организовать педприкорм?

Организация педприкорма – дело несложное, но, как и организация педиатрического прикорма, отмечает сайт для мам supermams.ru, может потребовать от мамы некоторой самоотверженности и терпения.

  • Каждый раз садясь есть, мама берет с собой за стол ребенка. Поэтому начать лучше с простой еды, с которой она сможет справиться одной рукой (если это кусок мяса, заранее порезать его на кусочки). Кроме того, желательно чтобы на тарелке не было ничего такого, чего мама не могла бы дать ребенку (повод для мамы перейти на здоровую пищу).
  • За столом не должно быть ничего отвлекающего от процесса еды: ни телевизора, ни интернета, ни книг. Ребенок не должен ни на что отвлекаться, тогда снижается риск того, что он подавится, а кроме того, не отвлекаясь, мама сможет внимательнее следить за ребенком и помочь ему, если он откусил слишком большой кусок, или поймать чашку, летящую на пол.
  • Если что-то упало на пол, мама не обращает на это внимания до конца еды. Иначе начнется веселая игра «в собачку»: я кидаю, а мама приносит.
  • Мама-правша сажает ребенка к себе на левую коленку, максимально придвигая его к столу (чтобы если еда будет падать, падала она на стол). Если ребенок еще не сидит, его устраивают на коленях полулежа, придерживая левой рукой. Обе руки ребенка должны быть свободны.
  • Тарелку с едой мама-правша ставит справа от себя так, чтобы ребенок не мог ее достать.
  • Вся еда на тарелке – мамина. Мама ее ест сама, но если ребенок активно просит, она дает маленькие кусочки пищи (микродозы) ребенку. Мама в любой момент может забрать у ребенка еду, в частности, согнув указательный палец крючком, выгрести изо рта ребенка слишком большой кусок, если считает нужным.
  • Чтобы познакомить ребенка с напитками, лучше всего подойдут небольшие пиалообразные чашки (желательно, одинаковые у мамы и ребенка). Если ребенок просит пить, ему дается чашка, в которую налита чайная ложка жидкости, и возможность самостоятельно донести ее до рта. Если вода пролилась, мама вытирает со стола и наливает еще каплю воды, а если ребенок вылил воду целенаправленно, или бросил чашку, больше в этот раз он не получает ни чашки, ни воды.
  • Подозрительные продукты (на которые у мамы аллергия, или на которые ребенок реагировал через грудное молоко) лучше давать в первой половине дня, чтобы проконтролировать реакцию ребенка.
  • По мере освоения ребенком навыков питания, он постепенно переселяется на соседний с мамой стул (можно в детский стульчик), и получает в свое распоряжение отдельную тарелку, на которую мама выкладывает кусочки еды из своей тарелки, а также ложку, а позже и вилку.
  • Если ребенок ест руками, не стоит акцентировать на этом его внимание. Но если он начал есть ложкой или вилкой, обязательно обрадуйтесь и похвалите: «молодец, кушаешь ложкой, как мама!»
  • Если ребенок потерял интерес к еде и начал баловаться – немедленно заберите у него еду и отпустите его на пол.
  • Мама не предлагает ребенку еду, и тем более, не уговаривает его, если он не хочет есть. Ребенок должен быть заинтересован в получении еды больше мамы, прямо-таки добывать себе кусочки.
  • Ребенка также может прикармливать папа, бабушка или другой родственник, но прежде чем дать ребенку кусочек пищи, нужно спросить маму, можно ли. Это нужно, чтобы в дальнейшем ребенок меньше ел без вашего ведома. Это особенно актуально, если у ребенка появится аллергия на какие-либо продукты.

Педприкорм в цифрах

Всем мамам, особенно молодым и неопытным, придают уверенности конкретные цифры. Конечно, введение педприкорма подразумевает отсутствие четко регламентированных сроков, продуктов и доз. Тем не менее, вот основные закономерности.

  • 5,5-6 месяцев – возникает пищевой интерес
  • До 1,5 лет – ребенок и мама едят одну пищу (ребенок ест то же самое, что и мама)
  • Микродоза – объем пищи, умещающийся на кончике ложки, или между подушечками большого и указательного пальцев мамы, или глоток жидкости
  • До 5 видов продуктов – можно дать ребенку за один прием пищи
  • До 3 микродоз – одного продукта за прием пищи
  • 3-4 недели – даются микропробы нового продукта, мама следит за реакцией ребенка
  • 2 чайные ложки – максимальный объем пищи, съеденной ребенком младше 8 месяцев за один прием
  • 2 столовые ложки – максимальный объем пищи, съеденной ребенком старше 8 месяцев за один прием
  • После 12-14 месяцев объем съеденного мы не контролируем, ребенок знает свою норму сам
  • С 9 месяцев до 1 года 4 месяцев – усваиваются продукты, богатые белками
  • После 1 года – начинается полноценное усвоение пищи, отличной от грудного молока

И главное, необходимо помнить, что, практикуя педприкорм, мы кормим ребенка грудью, желательно после каждого приема пищи. Все питательные вещества для роста и развития ребенок по-прежнему получает из грудного молока. Мы же создаем ребенку такие условия, в которых он бы научился кормить себя сам взрослой едой.

Источник: https://supermams.ru/pedprikorm.htm

Все о педагогическом прикорме при грудном вскармливании: что это такое, таблица

Прикорм – это пища, которая вводится в дополнение к материнскому молоку или молочной смеси. Существует несколько вариантов ее введения в рацион. Родителям будет интересно узнать, что такое педагогический прикорм.

Педагогический прикорм

Виды прикорма новорожденных

Существует 2 разных вида прикорма: педагогический и педиатрический.

Педиатрический

Педиатрический прикорм – это постепенное введение в меню новых продуктов по заранее определенной схеме. Продукты имеют однородную консистенцию и не содержат твердых кусочков. Введение прикорма по этой схеме проводится, начиная с небольших количеств по одной чайной ложке. Постепенно количество еды увеличивается.

Важно! В качестве прикорма могут использоваться баночные продукты для детского питания.

Введение прикорма осуществляется, если ребенок:

  • держит головку;
  • сидит практически без поддержки;
  • открывает рот в то время, если к нему подносят ложечку с едой;
  • закрывает рот с ложкой, удерживает в нем еду, а затем глотает ее.

Педагогический

Педагогический прикорм ­– когда ребенок интересуется едой, которую употребляют родители. Это значит, что малышу дают ту еду, которую он просит. Так он понемногу распробует всю еду и привыкнет к общему столу. Но основой питания остается материнское молоко.

Преимущества

К преимуществам педагогического прикорма можно отнести:

  • отсутствие проблем с аппетитом;
  • пробуждение активного интереса к еде;
  • обучение крохи правильному пользованию столовыми приборами;
  • малыш усваивает семейные традиции во время семейной трапезы;
  • отсутствие надобности готовить еду отдельно ребенку и, следовательно, значительная экономия времени;
  • даже небольшие количества твердой еды приучают пищеварительную систему малыша вырабатывать нужные ферменты;
  • малыш учится жевать;
  • нет необходимости покупать малышу дорогостоящие пюре и каши в баночках.

Недостатки

К недостаткам педагогического прикорма относят:

  • не существует научных данных по безопасности педагогического прикорма;
  • необходимость пересматривать обычное меню семьи, чтобы младенец получал все необходимые витамины, микроэлементы в сбалансированном питании;
  • молодая мама должна тратить много времени на кухне и во время стирки, потому что малыш из-за подобного кормления пачкает все вокруг;
  • родители не могут обнаружить источник аллергии;
  • при первой пробе малыш может давиться.

Основные правила педагогического прикорма

Прикорм при искусственном вскармливании

Важно! Перед началом педагогического прикорма нужно проконсультироваться с детским врачом. Он должен соотнести состояние ребенка с нормами веса, роста, соответственно развитию.

В каком возрасте начинать

Начинать педприкорм можно уже с трех месяцев. С этого времени малыш постепенно узнает, что еда является частью повседневной жизни членов семьи. Примерно через 2 месяца исчезает так называемый выталкивающий рефлекс. Он заключается в том, что ребенок старается выплевывать все, что попадает ему в рот.

Первый прикорм

Прикорм вводится при наличии таких признаков:

  • малыш держит предметы в руке;
  • он не выплевывает еду;
  • ребенок проявляет пищевой интерес;
  • при введении новой еды у малыша не появляется рвота.

С каких продуктов начинать

Рекомендуется начинать прикорм с овощей, каш. Через несколько месяцев следует вводить в рацион фрукты и ягоды.

Дозировка продуктов

За раз можно дать малышу две-три маленькие дозы нового продукта. С возрастом разнообразие вводимых продуктов расширяется. Параллельно с прикормом нужно продолжать кормить малыша грудью (или осуществлять искусственное вскармливание).

Правила кормления

Первые недели ребенок во время кормления находится на маминых коленях, пробует самые маленькие количества еды с тарелки.

Ребенок пробует новую еду с тарелки

Обратите внимание! Это могут делать только мамы, которые правильно питаются, и в рационе которых находятся только натуральные продукты. Сосиска или кетчуп явно не подойдет младенцу.

Ребенку нужно предлагать все разновидности еды. Если что-либо ему не нравится, не нужно настаивать. После введения нового вида пищи нужно подождать несколько дней, затем дать попробовать новую еду. Такой перерыв нужен для того, чтобы определить, нет ли аллергической реакции на те или иные продукты питания.

Если молодая мама практикует педприкорм схема его основана на постепенном введении в рацион все новых и новых видов еды за небольшой отрезок времени.

Пошаговое введение педагогического прикорма происходит так:

  • мама кладет на тарелку безопасную для ребенка еду;
  • ребенок сидит на маминых коленях и держит в руках ложку;
  • как только малыш потянется к еде, мама дает крохе маленькое количество одного из продуктов;
  • малыш ест блюдо (или выплевывает его);
  • если оно понравилось малышу, то можно дать еще 2 такие же дозы блюда;
  • необходимо продолжать давать малышу микродозы такого же блюда на протяжении нескольких дней;
  • дальше ребенку таким же образом предлагают новую вкусную еду.

Другое

Некоторые родители опасаются давать малышу «взрослую» еду, так как, по их мнению, он может подавиться ею. Этого можно не допустить, если отщипывать самые маленькие кусочки. Если кроха пытается проглотить большой кусок, то матери нужно вытащить его с помощью пальца.

Примерно с 9-месячного возраста объем прикорма можно немного увеличивать. К годовалому возрасту за один раз можно давать ребенку до 2 ст.л. прикорма.

Вводя педагогический прикорм при грудном вскармливании, нужно обращать внимание на следующее:

  1. Следить за состоянием здоровья младенца. Если у него имеется аллергия, есть проблемы с желудком, то надо особенно внимательно отнестись к введению в рацион новой еды.
  2. Важно, чтобы член семьи, с тарелки которого ест малыш, был здоровым. У него не должно быть кариеса, язвенной болезни, некоторых хронических заболеваний или острого респираторного вирусного заболевания.
  3. Нужно сделать так, чтобы любая нездоровая еда не попадалась ребенку на глаза. Для этого сделать так, чтобы все члены семьи потребляли здоровые продукты.
  4. Запрещено развлекать малыша во время еды. Из кормления не стоит делать циркового представления. Необходимо поощрять интерес малыша к той еде, которая вызвала у него интерес. Этим формируется правильное поведение малыша за столом.

Ребенок сидит за столом

Схема введения продуктов в прикорм

Многие молодые мамы дают ребенку в качестве первого прикорма сок.

Это неправильно: современные педиатры считают, что при условии, что мать потребляет достаточное количество витаминов и микроэлементов, поступающих в грудное молоко, ребенку не нужно давать сок до достижения им девятимесячного возраста.

Европейские педиатры считают, что раннее введение сока в рацион вредит детскому здоровью. Поэтому существующие в педиатрии схемы введения прикорма рекомендуют начинать его либо с каш, либо с фруктов.

Таблица по месяцам

ВОЗ рекомендует давать детям продукты в прикорм по такой схеме

Наименование продукта для прикормаВремя введенияОбъем начальной порции
Пюре из овощей 5 мес. Половина чайной ложки
Растительное масло (кукурузное, подсолнечное или оливковое) 6 мес. 3-5 капель с постепенным увеличением до чайной ложки
Каши без молока 6 ½ мес. Половина чайной ложки
Сливочное масло 7 мес. Одна восьмая чайной ложки
Пюре из фруктов 7 мес. Половина чайной ложки
Каши на молоке 8 мес. То же количество
Пюре из мяса 8 мес. ¼ чайной ложки
Куриный желток 8 мес. Одна восьмая часть
Детские печенье 9 мес. Восьмая часть
Кефир, йогурт 9 мес. Половина чайной ложки
Субпродукты 10 мес. Половина чайной ложки, 2 раза в неделю
Рыба 10-11 мес. То же
Разбавленный водой сок 10 мес. Несколько капель
Манная, ячневая, перловая каши 12 мес. 2 ч.л.
Пюре из ягод 12 мес. Половина чайной ложки

Признаки неправильного введения прикорма

Одним из признаков неправильного введения прикорма является то, что малыш после серии успешных проб и наличии прекрасного аппетита отказывается от предложенной еды. Это признак переедания.

Малыш отказывается от еды

Чтобы решить такую проблему, на протяжении нескольких дней не нужно брать младенца за стол. Если за это время он снова проявил интерес к пище, нужно снова возобновить педагогический прием.

Мнение Комаровского про педагогический прикорм

По мнению доктора Комаровского, педагогический прикорм не имеет вреда, равно и пользы. Знакомство малыша со злаковыми, мясом и прочими продуктами следует проводить по традиционной, «педиатрической» схеме. Она поддерживается детскими врачами.

По мнению Комаровского, традиционная схема введения прикорма является более безопасной и удобной для родителей. Педагогический прием, по мнению врача, – это не больше, чем развлечение. В ряде случаев оно может быть опасным.

Введение прикорма в рацион младенца по «педагогическому» принципу имеет свои преимущества и недостатки. Одна из его сильных сторон – возможность приучения малыша к разнообразной еде уже с самого раннего возраста. Один из минусов – отсутствие научно обоснованных фактов о безопасности педприкорма для детей, особенно страдающих аллергическими реакциями. Перед его внедрением следует посоветоваться с педиатром.

Источник: https://kpoxa.info/zdorovie-pitanie/pedagogicheskij-prikorm-grudnogo-rebenka.html

Вводить или нет педагогический прикорм (7 правил)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога. Каждая мама хочет для своего малыша только лучшего. Когда ребёнок подрастает, и наступает пора знакомить его с взрослой пищей, многие мамы задаются вопросом: так ли безопасен педагогический прикорм, и в чём его преимущество?

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как долго длится понос при ротавирусной инфекции

Основные виды прикорма

Существует два основных метода, по которым ребёнку предлагают ознакомиться с новыми продуктами и формируют его интерес к взрослой пище – педагогический и педиатрический прикорм.

  1. Педагогический прикорм представляет собой процесс поглощения ребёнком блюд, в микродозах, с одного стола с мамой и другими членами семьи. При этом нет необходимости готовить отдельное меню для малыша, он кушает то, что и взрослые.
  2. Педиатрический прикорм – это общепринятый метод прикорма, рекомендованный педиатрами. Ребёнку предлагается новая пища, на первых порах – однокомпонентная, в виде каш или пюре. Этот вид прикорма подразумевает специальное меню для ребёнка, исключающее аллергенные продукты и «взрослую» пищу.

Оба вида прикорма вводятся параллельно грудному вскармливанию и не заменяют, а дополняют его. Педиатрический прикорм является традиционным методом знакомства ребёнка с новыми продуктами и основывается на безопасности и комфортном усвоении пищи для малыша.

Если говорить о педиатрическом прикорме, то он имеет как своих сторонников, так и противников. Доктор Комаровский, известный детский педиатр, считает, что данный метод прикорма является следствием многолетней работы сторонников грудного вскармливания по первому требованию.

Преимущества и недостатки

Следует отметить, что педагогический прикорм имеет как свои плюсы, так и минусы. Среди преимуществ можно выделить:

  • ребёнок знакомится с пищей только после того, как у него сформируется пищевой интерес;
  • нет необходимости заставлять малыша съедать определённое количество пищи за одно кормление;
  • малыш может сам выбрать блюдо, которое хочет попробовать, опираясь на свои вкусовые предпочтения;
  • ребёнок учится самостоятельно пользоваться столовыми приборами и знакомиться с основами культурного поведения за столом;
  • малыш учится жевать твёрдую пищу;
  • у ребёнка формируется стойкий пищевой интерес и в будущем не наблюдается проблем с аппетитом;
  • нет необходимости готовить отдельные блюда для ребёнка.

Помимо положительной стороны, этот вид прикорма имеет и свои недостатки:

  • такой прикорм не имеет под собой научного обоснования и не рекомендуется педиатрами;
  • при нарушении правил прикорма или невнимательном отношении к действиям ребёнка за столом, со стороны взрослых, малыш может подавиться большим кусочком пищи;
  • при проявлении аллергической реакции нет возможности отследить продукт, выступивший в качестве аллергена;
  • обязательное условие этой методики прикорма – переход всей семьи на полезную пищу. Исключаются из употребления жирные, острые блюда, а также полуфабрикаты.

Когда вводить прикорм

Современные педиатры не рекомендуют мамам вводить прикорм раньше, чем ребёнку исполнится 6 месяцев. К полугоду пищеварительный тракт малыша уже достаточно сформирован и готов к знакомству с пищевым разнообразием. И, если педиатрический приём можно уже начинать, то у педагогического есть несколько моментов, которые могут отодвинуть время начала прикорма.

Существуют критерии, по которым определяется готовность ребёнка к началу педагогического прикорма:

  • педприкорм следует начинать не раньше, чем у ребёнка сформируется пищевой интерес. Обычно он уже развит к 6 месяцам, но бывает, что малыш ещё не проявляет правильного интереса к предлагаемым блюдам.
  • ребёнок умеет уверенно сидеть;
  • вес малыша увеличился в два раза по отношению к весу при рождении;
  • выталкивающий рефлекс угасает.

Самым основным критерием, для ввода прикорма, является пищевой интерес. Его можно отличить от обычного любопытства, если посмотреть на поведение ребёнка. Малыш должен тянуться к пище, которую едят взрослые, и не пытаться с ней играть или выкидывать, а положить себе в рот.

При этом малыш не обращает внимания на столовые приборы, салфетки, лежащие на столе. Его внимание должно быть сконцентрировано на взрослых, принимающих пищу и попытках повторить их действия. Если ребёнку не интересен процесс приёма пищи, прикорм рекомендуется отсрочить на некоторое время.

Также не рекомендуется начинать прикорм, если мама или ребёнок болеют, или у ребёнка активно режутся зубки.

Техника педагогического прикорма

Знакомство ребёнка со всем разнообразием продуктов, в среднем, занимает один год. Блюда, которые малыш пробует за общим столом, могут быть разной консистенции. Родители должны внимательно следить за ребёнком, поощряя его желание к приёму пищи, но не настаивая.

Нельзя пытаться накормить малыша с ложечки, лучше дать ему столовый предмет в руку и, на своём примере, продемонстрировать как им пользоваться. Существует определённая последовательность действий, на которых базируется педагогический прикорм при грудном вскармливании. Таблица правил введения продуктов, как при педиатрическом прикорме, отсутствует. Ребёнка кормят тем же, что едят все взрослые члены семьи.

Последовательность действий следующая:

  1. Для приёма пищи в семье должно быть определённое место и обеденный стол. Все попытки приучить ребёнка кушать за столом будут тщетны, если кто-то из членов семьи позволяет себе принять пищу перед телевизором или за компьютерным столом.
  2. Мама сообщает ребёнку, что вся семья собирается кушать. Насильно усаживать ребёнка за стол не надо, но, если он проявил желание присоединиться к трапезе, мама берет его к себе на колени за общий стол.
  3. Если ребёнок, вместо приёма пищи, решит поиграть с пищей или столовыми приборами, его не ругают, а спокойно уносят в комнату.
  4. Если ребёнок хочет попробовать какое-то блюдо, то мама даёт малышу микродозу, равную одной щепотке. При отсутствии негативной реакции на новый продукт, спустя пять дней порцию увеличивают до одной чайной ложечки.
  5. За один приём пищи малыш может попробовать до трёх блюд.
  6. В начале прикорма мама может приглашать ребёнка за стол один раз в день, например, на завтрак. Постепенно число совместных приёмов пищи увеличивается до 5-6 раз в день.
  7. Ребёнок кушает с мамой из одной тарелки. Попытки покушать из тарелок других членов семьи пресекаются.

Разнообразие блюд

Еду малыш кушает микродозами. Если после того, как малыш съел положенную норму блюда, но просит ещё – переключите его внимание на другой продукт.

Супы предлагаем малышу двумя способами:

  • обмакиваем ложку в бульон и даём ребёнку облизать столовый прибор;
  • даём столовый прибор малышу в руки и помогаем зачерпнуть и донести до рта содержимое тарелки.

Вторые блюда – каши, пюре, макароны – разрешаем ребёнку самостоятельно захватить и донести до рта.

Чай, компот или сок учим пить из кружки. Для этого наливаем в прибор столовую ложку жидкости и даём малышу выпить. Пусть он самостоятельно опрокинет содержимое в ротик.

Фрукты, хлеб, бублики – ребёнок должен употреблять под строгим контролем мамы. Есть вероятность попадания кусочков твёрдой пищи в дыхательные пути.

Если ребёнок хочет выйти из-за стола, не нужно ему препятствовать. Нельзя допускать, чтобы малыш уходил из кухни с печеньем или другой едой. Так в его сознании укрепится мысль, что приём пищи и кухня – неразделимы.

Аллергия

Правила педагогического прикорма таковы, что при появлении симптомов аллергии, его не прекращают. Эта методика позволяет познакомить детей, склонных к аллергии, с продуктами – провокаторами.

Если у малыша аллергия, например, на гречку – дайте ему одно зёрнышко крупы. Если у малыша непереносимость груш – сварите компот, в пропорции: 1 груша на 3 литра воды. Такой способ знакомства с аллергенными продуктами актуален, так как: доза аллергена является минимальной, и не может вызвать серьёзных последствий, но её вполне достаточно, чтобы помочь организму адаптироваться к «неудобным» продуктам.

Если у малыша, после введения педагогического прикорма, проявились симптомы сильной аллергической реакции, из рациона семьи изымаются все возможные аллергенные продукты. При дальнейшем прогрессировании симптомов, маме придётся отменить педагогический прикорм. Отзывы опытных мам подтверждают, что такое развитие ситуации редко, но имеет место быть.

Следует учитывать, что запрещено использовать педагогический прикорм, при искусственном вскармливании малыша. В молоке мамы, при кормлении грудью, содержатся ферменты, помогающие пищеварительной системе ребёнка расщеплять и усваивать новые продукты. При искусственном вскармливании ребёнка лучше начинать прикармливать по педиатрической методике.

Выводы

Педагогический прикорм призван познакомить малыша с культурой приёма пищи и разнообразием блюд, которые он будет кушать на протяжении всей жизни. Следуйте правилам и технике прикорма, и ваш малыш в будущем не будет сталкиваться с проблемой отсутствия аппетита и непринятия отдельных продуктов.

Откажитесь от этой методики, если ребёнок находится на искусственном вскармливании, или при введении прикорма у него прогрессирует развитие аллергической реакции, без тенденции к улучшению.

Уважаемые читатели нашего блога, делитесь ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях и оставляйте свои комментарии по поводу своего отношения к педагогическому прикорму малыша.

Источник: https://its-kids.ru/pravilnyj-pedagogicheskij-prikorm.html

Педагогический прикорм: основы и правила такого питания. Когда нужно прикармливать малыша и как это делать правильно?

Новорожденный растет, становясь с каждым месяцем больше и взрослее. С физическим развитием увеличиваются и другие требования малыша. Он хочет больше двигаться, играть, попробовать на вкус что-то новое. Мама все чаще думает о прикорме. Вот о нем мы и поговорим. Точнее, попробуем разобраться в последних «тенденциях пищевого воспитания» младенцев, которое сегодня называется – педагогический прикорм.

Педагогический прикорм: что это такое и с чем его едят?

Принципы педагогического прикорма пришли к нам с запада. Именно там приверженки теории «кормление по требованию» выдвинули гипотезу, что в первобытные времена, когда понятия медицина и педиатрический прикорм еще не существовали, младенцы как-то учились есть и для них никто не разрабатывал рационы и не вводил определенные продукты. Другими словами, шел естественный эволюционный процесс, когда младенец становился человеком, поглощающим пищу с «общего стола».

В наше время не все так критично, но основа педагогического прикорма такова – ребенка знакомят с новой «взрослой» едой с общего стола. Малышу, достигшему полугода и более, предлагают микродозы еды с маминой и папиной тарелки. Микродоза, это приблизительно:

  • два рисовых зерна;
  • пол чайной ложки;
  • щепотка.

За один прием пищи разрешается попробовать максимум три разных продукта. Главное, не заставлять кроху, а предлагать, дабы у него возник интерес к еде.
Такую еду неправильно называть прикормом, поскольку карапуз не есть, а лишь знакомится с пищей взрослых.

Основным источником энергии для него, как и раньше остается грудное молоко или детское питание.

Если в этот период мама замечает перебои с появлением грудного молока (так бывает, когда ребенок начинает есть прикорм), то советуем воспользоваться советами из статьи: «Как увеличить лактацию».

Основы педагогического прикорма и в чем его смысл?

Как уже говорилось раньше, педагогический прикорм – это естественное приучение к «взрослой» пище. Соответственно измельчать еду для крохи в блендере или протирать через сито не нужно. Предлагая младенцу новую пищу твердой консистенции, следите за ним.

Он обязательно попробует проживать свою микродозу. При этом будет смотреть на окружающих, и пытаться повторить их действия. Благодаря такому приучению детки довольно быстро учатся пользоваться столовыми приборами самостоятельно.

Это происходит намного раньше, чем у детей, которых кормили из ложечки.

Также педагогический прикорм предусматривает привитие вкусовых предпочтений именно к той кухне, которая «в ходу» именно в этой семье. Те, кто активно пропагандирует такое питание для детей, аргументируют положительность привыкания к кухне, тем, что нет смысла приучать младенца к еде из магазина в детских баночках, поскольку в дальнейшем он все равно не будет это всегда есть.

Помимо этого, заметьте, овощи, и фрукты для детей в баночках имеют срок годности до полугода и выше. У вас дома столько свежие овощи и фрукты смогут простоять? Теперь задумайтесь, стоит ли кормить своего кроху таким питанием для детей.

«Пищевой интерес» или когда малыш готов к знакомству с прикормом?

Устоявшееся понятие пищевой прикорм существует уже давно, но не все молодые родители знают, что оно обозначает и как проявляется у младенца. Главное проявление пищевого интереса, это заинтересованность едой и всем, что с ней связано. Другими словами, малыш должен хотеть заполучить кусочек, который исчезает во рту у мамы или папы.

Он следит за перемещением еды, тянется за ней, даже требует. Именно такой здоровый интерес к пище, является толчком к началу прикорма. Развитие такой заинтересованности, это залог хорошего аппетита в будущем.

Если пищевого интереса не будет, а мама начнет запихивать в кроху непривычную еду, то вполне возможно он полностью откажется от любых продуктов, кроме грудного молока и смеси.

Когда следует вводить прикорм?

Что касается физического развития, то медицина называет срок ввода прикорма полгода. Но это не значит, что грудничку сегодня «стукнуло» 6 месяцев, а завтра мама уже пихает в него кабачок. Все детки индивидуальны и у каждого из них созревают ферментативные системы, отвечающие за переваривание «взрослой» пищи в определенный срок. Именно после их созревания появляется пищевой интерес.

Итак, рассмотрим признаки, которые свидетельствуют, что малыш готов познакомится с педагогическим прикормом:

  1. Конечно, на первом месте физиологическое созревание, поэтому лучше вводить новую пищу после полных 6 месяцев.
  2. Также, обязательное условие со стороны физического развития – умение сидеть. В другой позе прием пищи нежелателен.
  3. Обязательное наличие пищевого интереса к действиям, которые происходят за «взрослым» столом.
  4. Осознание, что еда должна отправится в рот. Неважно, что она попадет туда не с первого раза, главное, есть понятие, куда ее нужно засунуть.
  5. Отсутствие выталкивающего рефлекса сопровождающего новорожденного до 5–7 месяцев.

Когда лучше прикорм отложить?

Есть определенный ряд условий, что даже при наличии стабильного интереса к еде и соответствия всем выше приведенным признакам готовности, знакомство с едой лучше отложить. Вот эти условия:

  1. Малыш болен. В этот период ему необходимо лишь молоко матери, которое до 7–9 месяцев служит иммунитетом для ребенка.
  2. Произошла смена обстановки. Это может быть переезд, появление в семье «новичков», ремонт, отсутствие матери из-за выхода на работу и т. д. После такого события обождите недельку, две и только потом начинайте знакомить малыша с новой едой.
  3. Когда режутся зубы. Этот период для малыша довольно болезненный и новая еда еду сейчас неинтересна. В это время у малютки может повыситься температура, появится понос. Не тревожьте кроху, подождите пока появятся первые беленькие зубчики и лишь потом, начинайте прикорм. Как помочь своему карапузу в этот период, читайте в статье: «Симптомы прорезывания зубов и боли десен у детей».

Педагогический прикорм и его основные правила

1. Ребенок за общим столом. Когда молодые родители садятся кушать, кроху нужно брать с собой. Педагогическое кормление предусматривает развитие интереса, а лишь потом сам факт знакомства.

Первоначально посадите младенца к себе на колени и дайте в руки ложку для изучения. Пускай ребенок пронаблюдает, как при помощи столовых приборов, кусочки пищи с тарелки исчезают у мамы во рту.

После того как он попросит (протянет руки, попытается забрать), можно дать первую микродозу из маминой тарелки.

2. Как уже писалось ранее, за один прием не больше трех микродоз. Из этих трех доз можно давать две уже знакомых (продукты, которые уже попробовали ранее) и одна новый еще «неизведанный» продукт. В день знакомить карапуза можно лишь с одним продуктом.

3. Учите ребенка правилам поведения за столом. Объясняйте, зачем нужны столовые приборы, что нельзя играться с едой. Приучайте младенца к чистоплотному питанию. В случаях, когда он разбросает или что-то разольет нужно сразу все убрать, тем самым показывая, что кушать нужно за чистым столом.

4. Увеличение микродоз. Педагогический прикорм, это не только микродозы. Постепенно увеличивайте микродозу с 4 недели педагогического прикорма. По прошествии двух месяцев, можно давать карапузу микродозы, которые составят 1–2 чайные ложки. Такие дозы применяются к блюдам, которые он уже активно ел ранее. Новые блюда, как и прежде, меряются рисовыми зернами и щепотками. После 6–8 месяцев педагогического прикорма, когда ребенку больше года, его полностью переводят за общий стол.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько по времени должен спать новорожденный

5. Правильные блюда. Если вы выбираете педагогическое знакомство с блюдами, то они должны быть правильными из полезных, здоровых продуктов. Копченой колбасе и селедке, картошке фри и прочим «неправильным» продуктам нужно сказать нет. Ведь из вашей тарелки будет есть ребенок. Следуйте правилам питания для кормящей мамы. Их найдете в статье: » Что можно есть кормящей маме».

Непростая задача! Что выбрать: педагогический или педиатрический прикорм?

Современным мамам довольно сложно определиться с выбором прикорма. Почему?

Во-первых, мы все выросли на педиатрическом прикорме, и разрабатывался он специалистами (умными людьми), знающими толк в вопросах здоровья.

Во-вторых, доля умного смысла в теории педагогического прикорма есть, ведь именно эволюция привела человечество к той черте, на которой мы сейчас стоим. И как ни крути, люди, живущие в те времена, были значительно здоровее нас. А иммунитет и основы здоровья как раз закладываются в детстве.

Плюсы и минусы есть в обоих видах знакомства с пищей. Так, к примеру, естественное знакомство с применением педагогического метода может вызвать аллергию или даже атопический дерматит у ребенка. И мама не будет знать, отчего приключилась такая беда.

Узнать симптомы аллергических реакций можете из статьи: «Как проявляется аллергия у детей?». В свою очередь, педиатрический прикорм может привести к полному отказу от определенных продуктов питания или вызвать панкреатит в здоровом организме.

Про его симптомы можете прочесть в статье: » Симптомы панкреатита у детей и методы лечения».

Утверждать, что педагогический прикорм хуже педиатрического, наверное, может взяться лишь педиатр, с устоявшимися принципами, не доверяющий не проверенным нововведениям в воспитании культуры питания. Мамам же приходится самостоятельно выбрать путь, по которому она поведет своего кроху в мир гастрономических открытий, новых вкусов и впечатлений.

Автор публикации: Ростислав Беляков 

Источник: https://beremennost-po-nedelyam.com/pedagogicheskiy_prikorm_osnovyi_i_pravila_takogo_pitaniya_kogda_nujno_prikarmlivat_malyisha_i_kak_eto_delat_pravilno/

Педагогический прикорм

Педагогический прикорм имеет как свои преимущества, так и недостатки. Педагогический прикорм предполагает знакомство малыша с пищей для поддержания и развития у него пищевого интереса.

Кроха пробует разнообразную еду прямо из маминой тарелки, сидя с ней вместе за столом, без какой-либо четкой системы введения продуктов или отдельно приготовленных для ребенка блюд.

Суть методики и ее цели

При использовании этой методики для крохи не готовятся отдельные блюда, не покупается детское питание в баночках, еда не измельчается в блендере. Мама берет кроху с собой за стол и позволяет ребеночку попробовать то, что он захочет, из ее тарелки.

Поначалу малышу позволяется кушать только микропорции – минимальное количество еды, щепотку, которая помещается между пушками указательного и большого пальцев. При этом не стоит цель накормить ребенка, основным блюдом, которое будет насыщать организм крохи, остается мамино молоко.

Цель такого прикорма – познакомить малыша с вкусом как можно большего количества блюд, дать ему попробовать мамину еду, удовлетворить и развить пищевой интерес.

Положительные и отрицательные стороны

У малыша на педприкорме не будет проблем с аппетитом. Кроха видит, что мама с удовольствием кушает, тянется к тарелке, чтобы узнать, что же там такого вкусного. Увидев новое блюдо, ребенок тоже захочет попробовать. Таким образом, прикорм не насильственный, малыш не чувствует давления, его не заставляют есть. Кроме того, у крохи вырабатывается понятие о культуре поведения за столом, умение держать столовые приборы.

Также вам не нужно готовить для крохи отдельные блюда, тратиться на покупные готовые пюрешки, измельчать еду для малыша блендером. Ребеночек учится жевать, а также привыкает к тому рациону, который присущ вашей семье. В конце концов все члены семьи начинают питаться правильно и разнообразно, ведь малыш должен попробовать как можно больше блюд, но это не означает, что стоит давать ему жаренное, жирное и вредное.

Среди минусов этой методики:

  • возможные аллергические реакции;
  • ребенок может подавиться кусочком еды, когда вы не уследите;
  • вам добавится домашних дел: кроха за столом будет раскидывать и размазывать еду, пачкать свои и ваши вещи.

 

Когда вводить педприкорм?

Такой специфический вид прикорма вводят тогда же, когда и обычный – начиная с полугодика.

Техника введения педприкорма

Согласно этой технике, вы берете малыша с собой за стол, когда сами садитесь кушать. Позволяете ему пробовать свою еду в микродозах. Первый прием – одна-две микродозы, далее объем пищи увеличивается. За один раз ребенок не должен съедать больше пяти микродоз, напоминаем, что вы не ставите цель накормить малыша, вы просто даете пробовать.

Готовить нужно разнообразные блюда, чтобы за год малыш перепробовал весь ваш рацион.

На что следует обратить внимание при введении педприкорма?

Если ваш малыш аллергик, не спешите давать фрукты и ягоды яркой окраски, цитрусовые, мед и другие возможные аллергены. Если у малыша проявилась аллергия, прикорм до выздоровления.

Если кроха болеет, поднялась температура, режутся зубки – также повремените. В случае, если кроха не хочет пробовать еду – не заставляйте.

Кроме того, если вы сами или члены семьи, из чьей тарелки малютка будет брать еду, болеете какими-либо вирусными или инфекционными заболеваниями, отложите прикорм до выздоровления.

Возможные проблемы

Источник: https://40-nedel.ru/1131-CHto-takoe-pedagogicheskiy-prikorm.html

Зачем нужен педагогический прикорм?

Педагогический прикорм постепенно приучает ребенка ко взрослой еде. Пищевой интерес возникает в 4-7 месяцев, и его нужно поддерживать и развивать, чтобы у малыша в будущем был хороший аппетит.
Поскольку при педагогическом прикорме для ребенка вовсе не обязательно измельчать (пюрировать) пищу, он начинает знакомиться с твердыми кусочками, делает первые попытки прожевать и проглотить микроскопические порции (микродозы).

Наблюдая за взрослыми, ребенок учится пользоваться посудой и столовыми приборами, самостоятельно есть. При этом организм ребенка постепенно привыкает именно к той еде, которую едят в его семье. Сторонники педагогического прикорма считают, что бессмысленно приучать ребенка к баночкам, потому что впоследствии он не будет этим питаться.

Кроме того, сомнительным является и содержание детского питания, потому что их срок годности – два года, а, значит, они полны консервантов.

В каком возрасте можно начинать педприкорм?

Брать ребенка с собой за стол рекомендуется с трех-четрых месяцев. Так он узнает, что еда – часть ежедневной жизни всех членов семьи. Родителям важно не упустить момент, когда ребенок начнет проявлять интерес к «взрослой» еде.
В пять-семь месяцев исчезает выталкивающий рефлекс языка, когда малыш стремится все выплюнуть. К этому возрасту он уже может сам садиться, а его организм готов к перевариванию твердой пищи. В это время можно начинать педагогический прикорм.

Как организовать педагогический прикорм?

Первые несколько недель ребенок во время еды сидит на коленях у мамы и пробует микродозы из ее тарелки. Поэтому, метод подходит только тем мамам, которые сами правильно и разнообразно питаются. Проще говоря, если у вас сегодня на обед сосиски с кетчупом, то идея педприкорма вам явно не подходит.Важно предлагать ребенку все виды пищи, но если ему не нравится – не настаивать.

Дав малышу попробовать что-то новое, лучше сделать перерыв на несколько дней. Это необходимо для того, чтобы выяснить, нет ли у него аллергии на какие-либо продукты.

За один раз можно пробовать две-три микродозы одного продукта или по микродозе трех-пяти видов продуктов. Постепенно количество микродоз и видов еды увеличивается. Ребенка можно пересадить в стульчик для кормления и дать ему свою тарелку.

Грудное вскармливание продолжается параллельно с прикормом.

Не полезнее ли с целью прикорма давать детское питание?

Цель педприкорма состоит в постепенной адаптации детского желудка к «взрослой» пище. Получая совсем небольшие порции именно «взрослой» пищи, малыш адаптируется ко всем ее компонентам, к новой консистенции и к незнакомым вкусовым ощущениям.
Если ребенка кормят из баночек, эта адаптация происходит гораздо медленнее.

Из-за его равномерной полужидкой консистенции и более нейтрального вкуса. К тому же специальное детское питание содержит консерванты и стабилизаторы, сухие концентраты с добавлением синтетических витаминов и ароматизаторов. Всю эту информацию внимательные родители могут прочесть на этикетках к детским продуктам. Другое дело, что этикеток к зимним овощам и фруктам и вовсе нет.

Но от этого не становится спокойнее за их состав, если они не выращены на своем огороде.

Еду для малыша не стоит специально измельчать — достаточно отщипывать маленькие кусочки. Если он пытается проглотить слишком большой кусок пищи, маме стоит вытащить еду пальцем. Получая микродозы «взрослой» еды, грудной малыш учится жевать своими пока еще беззубыми деснами. Если ребенку трудно проглотить микродозу, он может “запить” ее грудным молоком.

В какой момент прикорм начинает заменять кормления молоком?

Переход на пищу с общего стола проходит параллельно с грудным вскармливанием. Резко заменять кормления прикормом нельзя. С 8-9 месяцев объем микродоз можно постепенно увеличивать. И к годовалому возрасту доводить до двух столовых ложек одного продукта. Так что, начиная с года, ребенок ест уже значимую для него порцию пищи, запивая ее грудным молоком.

На что следует обратить внимание при введении педприкорма?

1. Состояние здоровье малыша

Если у малыша аллергия или проблемы с желудком, следует быть предельно внимательными, чтобы эти явления не усилились. Тут подходит принцип «Тише едешь – дальше будешь». Любые новые продукты стоит вводить небольшими порциями, отслеживать любые ухудшения после них.

2. Состояние здоровья мамы и папы

Важно, чтобы и мама, и любой член семьи, с тарелки которого ребенок ест, были здоровы. Кариозные зубы во рту, язвенная болезнь в стадии обострения, некоторые хронические инфекции, текущее ОРВИ создают опасность передачи инфекции ребенку при пользовании общей тарелкой. Если какой-либо из этих неприятных моментов имеет место, ребенку лучше пользоваться отдельной посудой.

3. Здоровое питание

Поскольку ребенок тянет руки абсолютно к любому продукту, который увидит, разумно будет сделать так, чтобы копченая, острая и вся другая «запретная еда» не попадалась ему на глаза. Для этого все взрослые члены семьи должны приобщиться к здоровому питанию.

Источник: https://mama.ru/articles/pedagogicheskii-prikorm/

Что такое педагогический прикорм — философия жизни или призма пищевого поведения семьи?

12.12.2016

фото: Эля Бутовецкая

Я в традиционном (педиатрическом) прикорме ничего не поняла. Почему кто-то начинает с овощей, а кто-то с фруктов.

Где логика в их вводе? Как знать, что за чем? Почему кто-то рекомендует начинать с броколли, а потом цветная капуста, а кто-то с картофеля, а потом можно и морковь.

Как понять, что ребёнок имеет реакцию: это на нововведенное яблоко или на старую грушу. И что отменять? А почему по одной чайной ложке. А если просит, то дать две? А если не хочет есть, то как вводить?

Педагогический прикорм (педприкорм) как альтернатива

В общем, лавина вопросов не давала мне покоя, а интернет давал только разнообразные ответы на них, что ещё больше вносило существенный вклад в ту самую лавину вопросов, грозящую стать айсбергом между мной, ребёнком и едой.

Мне нужно было что-то простое. Удобное. Естественное. Без больших временных затрат. Для меня, кстати, мысль готовить три пюре в день, была сложно реализуемой. Как в мозгу, так и наяву. А ещё терзала мысль о том, как же жили мамы до появления армии разноцветных баночек с пюреобразным содержимым.

Необходимость же помнить, что малышу можно, а что нет, выбивала меня из моей творческой колеи и требовала ненужного для меня порядка.

А как-то тщательно приготовленное пюре из картошки, предварительно вымоченной в воде, и отвергнутое моей дочерью с первой ложки, говорило о том, что нужно искать новое решение проблемы прикорма.

Однажды я увидела сообщение от одной мамы на форуме, которая бодро интересовалась, все ли дети в нашей мамской тусовке перешли на педприкорм. Получив от неё краткое, но емкое разъяснение, я пошла бороздить просторы Интернета на эту тему. И передо мной открылась логика.

Логика плавной адаптации ребёнка в повседневную жизнь. Логика взаимоотношений родителей и ребёнка, где родители — пример, а малыш следует за ними. Где у мамы — ведущая роль и есть масса инструментов, как помочь, подсказать и направить. И самое главное — как можно сформировать правильное пищевое поведение.

Чтобы был аппетит, чтобы ел, когда проголодался, чтобы не надо было уговаривать и подносить ложки ко рту (это меня очень пугало, перспектива сидеть рядом с чинным малышом и в такт его гастрономических желаний незамедлительно предлагать ему ложку, наполненную едой). Чтобы мог поесть то, что хочется сейчас, иметь возможность выбора, а не то, что приготовила мама в качестве однокомпонентного пюре).

Система, где не нужно помнить очередность вводимых продуктов, достаточно плавно знакомить со всеми, кроме некоторых ограничений.

фото: Эля Бутовецкая

Как начинать педагогический прикорм — наш опыт

Итак, я решилась. Решалась, кстати, долго. Вообще в тот момент мне, после 6 месяцев тотального грудного вскармливания, казалось странным, что ребёнок может есть ещё что-то, кроме молока. Но к концу 7 месяца я решилась. Давать по чуть-чуть. 3 минигорошины каждого продукта из маминой тарелки. И процесс пошёл! Малыш радостно жевал то, что дают в микродозах, просил ещё, а ему не всегда давали.

Создавалась ценность еды. А потом был переход с микродоз на горошины. Но там уже мне было не страшно. Также небольшие перекусы в виде фруктов или хлебобулочных изделий добавляли мне уверенность в том, ребёнок плавно входит в мир питания, знаком с разными продуктами и может выбирать.

Потому что тенденции личных пристрастий в еде появились через некоторое время и выклянчивание то огурца, то макарон было обычным делом.

Педприкорм и сопутствующие навыки

После знакомства с миром еды мы перешли на знакомство с этикетом. У старшей ( в тот момент единственной) дочери появилась табуретка, на которую всегда ставилась тарелка с прибором. На тарелку добавлялись кусочки еды из того, что предлагалась взрослым.

Малыш ел, знакомился с приборами. Приборы я предлагала всегда. До 1,8 они были не нужны. Потом ребёнок их взял и стал ими есть. Все неприличные действия по разбрасыванию и размазыванию продуктов пресекались выдворением хулигана из-за стола.

Так я показывала, что это поведение нежелательно.

Для меня система педприкорма оказалась идеальным решением для интеграции ребенка в систему питания и формирования правильного пищевого поведения. Мне очень нравятся правила этого подхода: еду не предлагать специально, создавать некоторый ажиотаж вокруг еды, прямая интеграция ребёнка в ту пищевую систему, в которой живёт семья. Конечно, здесь есть важные правила.

Это должно быть под прикрытием грудного молока и чётким знанием, с какими продуктами не стоит знакомить малыша на данном этапе.

Основными нежелательными гостями в желудке у малыша являются молоко, сок, чай и кофе, бобы, морская рыба и морепродукты, грибы и орехи (пожалуйста, перед использованием этого подхода, получите и изучите подробную инструкция по ограничениям в продуктах).

Система плавного знакомства от микродозы до кусочков давала мне уверенность в том, что знакомство желудка и еды будет постепенным, так ферментная система сможет подстроиться к новым пищевым вызовам времени.

Педприкорм и пищевые традиции в семье

А ещё эта система помогла мне посмотреть по-другому на питание в семье и отношение к себе. Я помню ехидный вопрос на форуме, где спрашивающий интересовался тем, а что делать, если мама ест «Доширак» — тоже давать ли ребёнку? Ответ консультанта я помню до сих пор: «Если вы считаете это правильной пищей для себя, то почему это не может быть правильным питанием для ребёнка?». Это показало мне то, что ребёнок вырастает в семье, и отношение родителей к себе — первично.

Как завязывать слинг?.. Или наматывать? Мифы песочницы. О совместном сне

Источник: http://citymoms.ru/chto-takoe-pedagogicheskij-prikorm/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Малышок
В каком возрасте у ребенка вылезают все молочные зубы

Закрыть