Как правильно научить трехлетнего ребенка разговаривать

Курс на совершенствование речевых навыков, или как научить ребенка говорить в 1, 2 и 3 года

Как правильно научить трехлетнего ребенка разговаривать

После появления на свет, малыш активно растет и развивается: каждый месяц родители замечают определенные изменения. В полгода происходит активное становление психоэмоциональных, слуховых и речевых навыков.

Для оценки развития ребенка используют специальный календарь, в котором приведено, когда и чему должен научиться малыш.

К сожалению, не у всех детей становление проходит успешно и соответствует возрастным нормативам. Одной из распространенных проблем является задержка речевого развития. Главной задачей родителей в этом случае является помочь малышу избавиться от молчаливости. Для этого нужно знать, как научить ребенка говорить.

После появления на свет младенца, родители с нетерпением ждут того момента, когда он произнесет первое слово. Молодые мамы интересуются, когда дети начинают говорить.

Однозначный ответ дать сложно, ведь на становление речи влияют психические, социальные, педагогические, наследственные факторы. Немаловажную роль играет и моторное развитие.

Формирование психических функций ребенка во многом зависит от возраста родителей. Например, ранняя беременность негативно сказывается на развитии плода. Это объясняется несформированностью организма молодой матери. Поздняя беременность также плохо отражается на становлении психики малыша. Это связано с началом старения организма, дефицитом костной ткани для развития плода.

Внутриутробные проблемы приводят к различным нарушениям протекания психических процессов, негативно сказываются на речевой функции ребенка. То, когда малыш произнесет первое слово, начнет общаться предложениями, зависит от его социально-бытовых условий.

Если младенец находится в неблагополучной семье, в которой родители постоянно ругаются, злоупотребляют алкоголем, не уделяют ему внимания, то у него будут проблемы с психикой, развитием речи, социализацией.

Определенные сложности могут возникнуть, если малыш растет в билингвальной среде.

Если родители внимательно относятся к ребенку, проводят с ним обучающие занятия, то это может ускорить становление речи, даже если имеются какие-нибудь заболевания, тормозящие данный процесс. Становление речи связано с развитием моторики.

Многое зависит от тонуса и крепости артикуляционных мышц, сформированности тонких движений пальцев рук. Определенные нарушения в работе нервной системы и головного мозга, могут приводить к тому, что малыш не начнет говорить в срок.

Речь развивается поэтапно. Сначала младенец произносит отдельные звуки, потом – слоги, затем слова. Спустя время у него появляется способность общаться фразам, строить простые и сложные предложения.

“Мама”, “папа” и другие слова

В первые два месяца жизни дети выражают свои потребности плачем. К трем месяцам они начинают гулить. В этот период малыш экспериментирует с произношением артикуляционных звуков.

В полугодовалом возрасте гуление сменяется лепетом. Младенец начинает выговаривать и повторять простые слоги. Родители могут услышать «ма-ма», «па-па», «ба-ба» и другие звукосочетания. Эти слова ребенок произносит неосознанно.

После 10 месяцев речь грудничка становится осмысленной. Он выговаривает двухсложные или односложные слова: например, «мама», «папа», «дай», «баба», «на», «да». Произношение еще несовершенное, нечеткое. К годовалому возрасту активный лексикон составляет около 20 слов.

Осознанными предложениями

При отсутствии неврологических заболеваний и проблем со слухом, осознанными предложениями дети начинают разговаривать примерно с 1,5 лет. В этом возрасте лексикон насчитывает 30-40 слов. Учиться общаться малыши могут по-разному.Одни хорошо выговаривают сложные звуки, но не могут составлять фразы из слов. Другие дети, наоборот, произносят предложения, но их речь невнятная, ее способны понять только родители и близкие родственники.

Оба варианта считаются нормальными. Надо отметить, что девочки начинают разговаривать раньше мальчиков. Полуторагодовалые дети могут задавать родителям вопросы «что это?», «где?». К двум годам речь значительно улучшается. Малыши уже четче выговаривают звуки.

Их лексикон содержит более 300 слов. При построении предложений дети могут использовать глаголы, наречия. Но их речь еще несовершенна и продолжает развиваться. В три года малыши уже могут строить предложения с предлогами, вопросительными словами, прилагательными. Ближе к четырехлетнему возрасту они осваивают местоимения и соединительные союзы, различные грамматические формы.

Дети уже хорошо связывают односложные предложения, разговаривают на языке, понятном не только родным, но и чужим людям. Они становятся полноценными собеседниками. Этот этап формирования речи является завершающим. Далее ребенок совершенствует способность общаться.

Как быстро научить малыша разговаривать в 1-2 года?

Многие родители ждут того периода, когда ребенок станет осознанно произносить слова, простые фразы. Но не все дети начинают говорить к 1-2 годам. В этом случае нужно помочь малышу развить речь. Для этого важно больше общаться с малышом, проводить с ним обучающие занятия.

Специалисты дают такие советы касательного того, как научить разговаривать ребенка в 1 год:

  • чаще задавать малышу вопросы. Например, спросить, какую пижаму он хочет надеть или что приготовить на обед. Ребенок будет вовлечен в процесс общения, будет пытаться произносить связные звуки;
  • рассматривать картинки в детских книгах и называть, что на них изображено. Также полезно приобрести развивающие карточки Домана;
  • во время выполнения домашней работы рассказывать малышу о своих действиях.

Общаться с годовалым ребенком нужно при помощи простых слов, четко произнося звуки. Если малыш молчит либо разговаривает с трудом, то следует активно заниматься его развитием. Возможно, потребуется выполнение артикуляционной гимнастики, совершенствование мелкой моторики.

Рекомендации специалистов по поводу того, как научить ребенка говорить в 2 года:

  • играть в алфавит. Суть заключается в том, чтобы малыш повторял буквы за взрослым. Чтобы у него получилось делать это правильно, родителям надо следить за четкостью речи;
  • при общении задавать такие вопросы, чтобы ребенок не мог ответить «нет» или «да», жестами;
  • несколько раз в день четко выговаривать слова, которые тяжело даются малышу;
  • включать познавательные мультики, детские песни.

Известный педиатр Комаровский считает, что паниковать, если ребенок не разговаривает в 1-2-летнем возрасте, не стоит.

Вред становлению речи у ребенка может нанести не только равнодушие, но и гиперопека со стороны родителей. Если мама предугадывает все желания своего малыша, сама отвечает на поставленные вопросы, то у него пропадет мотивация к общению и выражению своих потребностей.

Упражнения для развития речи в 3-5 лет

Если трехлетний малыш молчит, то нужно обратиться к специалисту. Задержка речевого развития в более позднем возрасте может осложниться проблемами в психологической сфере. Существуют различные методики, способствующие становлению речи у 3-5-летних детей. Как правило, все занятия проводятся в игровой форме.

Название игры Атрибуты Цель Суть
Сказка про язычок зеркало развитие и укрепление мышц языка Надо рассказать малышу сказку про язычок: «Он живет во рту, очень любознателен. Язычок высовывается наружу и смотрит в разные стороны». После этого стоит высунуть язык и начать двигать им вверх, вниз, по кругу, вправо-влево. Далее нужно сказать, что язычок любит прятаться и дразниться, делаться широким и узким. При этом следует убрать язык за зубы, а затем высунуть его наружу. Ребенок должен повторять движения за взрослым. Нужно вместе с ним покривляться, построить разные рожицы перед зеркалом
Объединяй карточки с изображениями одежды, посуды, фруктов или овощей развивает наглядно-образное мышление Надо разложить перед ребенком карточки одной тематики (например, фрукты). Попросить малыша назвать, что изображено на каждой из картинок, а затем объединить их одним словом
Лошадка улучшает артикуляцию, помогает в дальнейшем избежать трудностей с произношением сложных звуков Нужно показать малышу, какие звуки издает лошадка при ходьбе. Попросить его повторить цоканье.
Предлоги игрушка, книга или любой другой предмет правильное употребление предлогов и слов Следует располагать предмет на, под, над столом и просить малыша сказать, где он находится. Если ребенок не справляется, то ему нужно подсказывать

Игры с кинетическим песком развивают мелкую моторику

Также надо совершенствовать мелкую моторику, для этого полезны такие занятия:

  • лепка из кинетического песка, пластилина;
  • рисование;
  • рукоделие.

Учимся правильно выговаривать сложные буквы

Неправильное произношение сложных букв бывает обусловлено особенностью строения речевого аппарата. Причина может заключаться в слишком маленьком либо большом языке, связке расположенной под ним, очень тонких, либо пухлых губах.Артикуляцию способы нарушить также аномалии строения челюсти и зубов. Но чаще всего плохое произношение отдельных букв связано с неправильным педагогическим подходом.

Обычно, возникают трудности с шипящими звуками Щ, Ш, Ч, Ж. Также у ребенка может не получаться произносить Р, Л, С, К, Г, Ц, З. Чтобы научить малыша выговаривать сложные буквы, нужно регулярно с ним заниматься. Примеры упражнений приведены ниже в таблице.

Название упражнения Цель Суть
Расслабим язычок расслабление языка и улучшение произношения шипящих звуков Положить язык на нижние зубы. Верхней челюстью постучать по нему, проговаривая «та-та-та». Отдохнуть. Пошлепать по языку верхней губой, произнося «па-па-па»
Подъем кончика языка вверх укрепление мышц языка Открыть рот на 2-3 см. Высунуть кончик языка, распластав его по нижней губе. Положить на него жевательную резинку либо кусочек конфеты. Прилепить продукт к небу за верхними зубами. Важно при этом использовать только язык
Выдувание воздуха через середину языка произношение буквы Ф Улыбнуться и высунуть кончик языка, прижав его к нижней губе. Положить на стол ватку. Попытаться сдуть ее, не надувая щек. При этом произносится подобие буквы Ф
Произнесение букв Ш и Ж выговаривание Ш и Ж Произнести слог «СА». Подвинуть язык глубже в рот и снова повторить «СА». Аналогичное действие проделать, но выговаривая слог «ЗА»
Произношение буквы Ч Произношение Ч Языком ударить по альвеолам, произнося «ТЬ». Расслабиться и пропустить через щелочку звук Щ. Сначала это нужно делать очень медленно. Затем надо ускорить произношение двух звуков, не делая при этом пауз
Парус произношение буквы Р Широко открыть рот. Кончик языка расположить за верхними зубами, его нижнюю часть прогнуть вперед, а края прижать к зубам. Выполнить упражнение трижды по 10 секунд
Катание с горки произношение буквы К  На ладонь положить ватный шарик. Приоткрыть рот, корень языка приподнять, а кончик – опустить. Быстро выдохнуть и сдуть ватку с ладони

Беспокоиться и решать проблему молчаливости малыша нужно, когда ему исполнится 3 года. Но это не означает, что до этого времени родителям не нужно проводить развивающие занятия с ребенком.

Домашние занятия с ребенком помогают улучшить произношение букв, стимулируют развитие осознанной речи. Но не всегда у родителей выходит помочь малышу начать нормально разговаривать. В этом случае нужно обращаться к логопеду.

Записаться на консультацию к специалисту необходимо когда ребенок:

  • молчит при нормальном слухе и психическом развитии;
  • плохо произносит сложные буквы;
  • нечетко выговаривает слова;
  • не умеет строить связные предложения.

Некоторые родители думают, что к логопеду нужно обращаться с 5-6-летнего возраста.

Но, как показывает практика, лучших и более скорых результатов можно добиться, если начать занятия со специалистом в раннем возрасте. Логопед в своей практике использует специальный массаж, упражнения, которые улучшают артикуляцию и произношение слов.

Источник: https://momjournal.ru/uxod-za-rebenkom/rannee-razvitie/razvitie-rechi/kak-nauchit.html

Как научить 3-х летнего ребенка хорошо разговаривать?

Как правильно научить трехлетнего ребенка разговаривать

Стремление родителей к тому, чтобы их ребенок правильно развивался во всех отношениях, вполне понятно. Каждая мама и папа желают, чтобы их малыш был всесторонне образованным человеком, счастливым и здоровым. В этой ситуации все зависит не только от заложенной в генах человека информации. То, что заложено природой, необходимо постоянно развивать.

Развитие ребенка происходит поэтапно, он учится всему постепенно: говорить, ходить и многому другому. Родители часто обеспокоены, когда малыш развивается несоответственно своему возрасту. С наступлением времени говорить, родители ждут с нетерпением от ребенка связанных фраз и вопросов.

В предыдущем материале вы уже ознакомились со статьей как помочь ребенку 9 лет читать быстро, теперь поговорим про речь трехлетнего малыша.

Обратите внимание! Задержка или нарушение развития речи в этом возрасте могут быть связаны с серьезными нарушениями, которые требуют обращения к специалистам. Подробнее о них читайте в материале почему ребенок не разговаривает в 3 года.

Во многих случаях приходится ждать длительное время, потому что все дети разные. У них разный характер и темперамент, кто-то более замкнутый, а кто-то, наоборот, общительный. Поэтому сразу говорить, что ребенок отстает в развитии, если пока не говорит, рановато. Необходимо просто помочь детям это сделать.

Родители должны правильно оценивать ситуацию, чтобы помочь малышу. А для этого необходимо знать, что умеют делать дети в определенном возрасте. Мы говорим о детишках трех лет, поэтому рассматриваются умения детей в освоении речи этого возраста.

Успехи детей в речевом развитии в период от 2 до 3 лет

Все детки развиваются по-разному. Одни очень быстро улавливают всю информацию, другим приходится ее переваривать дольше. Но, существуют определенные действия, которые ребенок от 2 до 3 лет в этом возрасте выполняет. Это можно отнести и к развитию речи. К трем годам жизни ребенок:

  1. В возрасте после двух лет дети пытаются строить слова из нескольких слогов, могут повторить за взрослыми словосочетания из двух слов и пытаются самостоятельно построить предложения.
  2. Становится более частым употребление множественного числа, прошедшего времени и местоимений.
  3. Ребенок к 3 годам различает смысл нескольких предлогов, знает свой пол и фамилию с именем.
  4. Достигнув возраста почти трех лет, дети различают основные цвета спектра.
  5. Если дети переживают, они уже могут делиться с родителями.
  6. В это время ребятишки засыпают близких разными вопросами и могут составить предложение из нескольких слов.

Вот такие успехи в развитии речи делают наши маленькие непоседы в 3 года. Любой родитель наблюдает за своим малышом, и сможет оценить уровень его развития. Если наблюдается сильное отставание, это сразу заметно.

Установление эмоциональной связи с ребенком

В рассматриваемом возрасте многие дети уже хорошо произносят все звуки, кроме шипящих и «р». Их речь не всегда понимают посторонние люди, но родителям она всегда понятна. На этом этапе развитие речи малыша почти полностью зависит от родителей.

Дети этого возраста полностью копируют не только поведение родителей, но и их речь. Очень важно установить эмоциональный контакт с ребенком, чтобы он слушал маму или папу, понимал, о чем они говорят.

Не стоит засорять свою речь. Это разные ругательные и грубые слова, слова- паразиты, уменьшительные названия. Дети очень быстро их улавливают и запоминают. Впоследствии их трудно будет отучить.

[stextbox id=”alert”]Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, необходимо больше общаться с ним, проводить время в занятиях и играх.[/stextbox]

Определенными действиями, направленными на развитие речи ребенка, можно добиться хороших результатов.

Трехлетнего малыша уже можно знакомить с понятием “время”. А с 4-х лет учить определять его. Как научить ребенка понимать время по часам – читайте в нашем следующем материале.

Если вы заметили ошибки в речи малыша, следует постараться исправить их как можно скорее. Читайте далее – “Как научить ребенка правильно ставить ударения“.

Важные советы по развитию речи

Итак, как научить ребенка разговаривать? Все советы, которые будут рассмотрены далее, помогут родителям научить ребенка говорить. Эти рекомендации поддерживаются ведущими логопедами, которые постоянно занимаются с детьми и видели результаты этой работы.

Родителям необходимо постоянно следить за тем, что говорят их дети, и как говорят. Это поможет раньше заметить недостатки и поработать над ними. Правильная речь детей является залогом хорошего развития мышления.

А это значит, что такие дети будут лучше учиться, осваивать большой объем информации и в дальнейшем легко общаться с людьми.

Многие советы из этой статьи актуальны и если вы хотите научить ребенка разговаривать в 2 года.

Расширение словарного запаса детей возможно при следующих действиях:

  1. Создать с ребенком игру, в которой будет показываться предмет, проговариваться его название, объясняться его действие и то, для чего он нужен.
  2. Родители должны соблюдать четкую последовательность в этой игре:
    • произнести название предмета;
    • рассмотреть его внимательно вместе с ребенком;
    • назвать отдельные части предмета;
    • научить малыша, как обращаться с вещью и показать, какие действия она может совершать;
    • дать детям время рассмотреть предмет внимательно и поиграть с ним.

К завершению 3-го года жизни дети уже имеют словарный запас около 1 тыс. слов. Все развиваются в разных условиях, от этого зависит количество слов, которые знает малыш. Поэтому необходимо, чтобы дети общались с большим количеством людей, проявляли инициативу и стремились к исследованию окружающего мира. В дальнейшем это поможет быстрее научить ребенка правильно писать.

Возможно вам также поможет использование разрезных картинок для детей 2-3 лет, о которых мы упоминали ранее.

Для лучшего понимания речи

  1. Читать детям сказки, объясняя, какие действия там происходят. После этого задавать вопросы и слушать ответы детей.
  2. Предлагать рассматривать малышам картинки с разными сюжетами. Отвечать при этом на вопросы, если они возникают.
  3. Играть в игрушки, совершать с ними действия, при этом называя их. Например: машинка едет, кукла спит.
  4. Необходимо поручить ребенку совершить определенные действия.

Для развития правильной интонации:

  1. Повторять вместе с детьми слова и предложения.
  2. Научить ребенка различать вопросительную и восклицательную интонации.
  3. Просить малыша повторять слова за вами с разной громкостью и скоростью.
  4. Вовлекать ребенка в развивающие игры для детей разных возрастов, чаще давать ему возможность общаться.

Как научить детей правильно произносить слова:

  1. Необходимо задавать ребенку разные вопросы и просить отвечать на них. В этой игре и сами отвечайте на вопросы детей, правильно проговаривая ответы.
  2. Читая стихи, можно просить малышей заканчивать фразу, договаривая слова.
  3. Устраивать театр. Показывать детям разные представления, при этом обращая внимания на произношение слов.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где можно устанавливать детское кресло

При помощи игр и других занятий вы поможете детям познать окружающий мир, а также познакомите с множеством предметов и их назначением.

Все о том, что должен уметь ребенок в полтора года.

Развиваем правильную речь: как быстро научить ребенка говорить букву “р”? – упражнения.

После того, как навык разговорной речи в достаточной мере освоен, можно переходить к тренировке чтения и письма. Как научить ребенка правильно писать без ошибок подробно рассказывается в одном из наших следующих материалов.

Для мам, которые любят вязать, мы добавили на сайт новый материал – как связать жилетку ребенку 1 год.

о том, как правильно учить разговаривать

Проблемы с пищеварением у детей встречаются не так редко. По вашей просьбе на сайте размещена статья – жидкий стул у ребенка 2 года лечение.

Еще одна новая статья будет полезна родителям очень подвижных малышей – Как выбрать самокат для ребенка 2 лет.

Источник: https://umnyash.com/razvitiye/obucheniye/rech/kak-nauchit-rebenka-razgovarivat-v-3-goda.html

Как разговорить ребенка в 3 года советы — Журнал о всём

Как правильно научить трехлетнего ребенка разговаривать

Большинство родителей настораживает, что ребёнок в 3 года не разговаривает или общается хужесверстников. Чтобы поднять уровень развития речи необходимо заниматься с детьми ипри необходимости подключать специалистов.

Для ориентирования в степени развития речи родителям можно ориентироваться на примерные таблицынормального развития речи ребенка.

Таблица нормального развития речи

Возраст Форма речи 1 — 2 мес Крик, с помощью которого выражает радость либо раздражение 2 — 3 мес Появляется гуление, попытки произносить первые простые слоги 4 — 5 мес Попытки повторения слов за взрослым 6 мес — 1,2 года Произношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са) 1,6 — 2,2 года Объединяет по 2-4 слова в предложения 1,9 — 2,6 года Начинается период вопроса: «что это?» 2,4 — 3,6 года Пытается строить предложения с использованием чисел 2,6 — 4 года Активно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается)

Таблица необходимого словарного запаса

Возраст Количество слов 1 год 9 слов 1,5 года 39-100 слов 2 года 200-400 слов 3 года 1000-1100 слов 4 года 1600-1926 слов

Так в возрасте трех с половиной лет ребёнок часто знает и умеет следующее:

  • Говорит своё имя, фамилию и отчество.
  • Знает имена родственников и друзей.
  • Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию
  • Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
  • Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка — это посуда; куртка, штаны, футболка — это одежда и т. д.
  • Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
  • Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
  • Повторяет услышанное.
  • Пересказывает мультфильм или сказку.
  • Говорит не только громко, но и тихо.

В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш»на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуюткорректировки.

https://www.youtube.com/watch?v=YP-gZ2A-u2A

Развитие речи у детей особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов,другие — больше. Так что это только ориентиры. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получитьхорошие результаты.

Возможные проблемы

Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково — они не могутпроизнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом.

Однако неговорящие дети имеютсовершенно разные дефекты:

  • Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но самничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие заречевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течениевнутриутробного периода.
  • Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет наформирование собственных высказываний.
  • Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системыили нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушениеиннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко.
  • Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речьбыла, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слухребёнка развиты нормально.
  • Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4–5 лет можно надеяться, что уребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детейс ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздомедленнее.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различениезвуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудностиосвоения чтения и письма.
  • Нарушение слуха в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок неможет анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемызависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:- врождённаяформа или приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2–3 года.

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

В основе большинства случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервнойсистемы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в периодноворожденности или в раннем детстве.

Основные причины недоразвития речи:

  • токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка;несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • имеются нарушения или отсутствие слуха;
  • нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
  • наследственная предрасположенность;
  • органическое недоразвитие ЦНС;
  • педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
  • неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним малоразговаривают.

Что делать и к кому обращаться

Если к трём годам речь развита на недостаточном уровне, следует посетить педиатра длявыявления возможных проблем медицинского и психологического характера.

Как правило, он не ставитдиагноз, но выслушав жалобы, понаблюдав за ребёнком и изучив медицинскую историю малыша, можетдать направление к специалистам различного профиля:

  • логопед — проводит занятия для постановки правильного произношения;
  • отоларинголог — занимается заболеваниями уха, горла и носа и может диагностировать патологиистроения речевого аппарата (короткая уздечка под языком, тонус мышц языка и мягкого нёба);
  • невролог — определяет причины задержки речевого развития, связанные с патологиями отделовголовного мозга;
  • психолог — выявляет немедицинские факторы, такие как детские страхи, нежелание общаться,неврозы, педагогическая запущенность.

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопитсяразговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимосамим родителям.

Основные рекомендации:

  • Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).

Источник: https://zzyrnal.ru/kak-razgovorit-rebenka-v-3-goda-sovety.html

Как обучить 3-летнего ребенка говорить?

Три года − один из самых интересных и важных периодов в развитии ребенка. Развивается эмоциональная сфера, он начинает понимать и различать интонации взрослых. В речевом развитии происходит увеличение словарного запаса − как пассивного, так и активного. Малыш учится строить сложные предложения, умеет произносить все группы звуков (кроме сонорных). Но иногда речевое развитие может отставать от нормы и в таком случае нужно обращаться за помощью к логопеду.

Особенности формирования речи

В возрасте трех лет дети активно познают окружающий мир: они сравнивают предметы, устанавливают между ними взаимосвязь и классифицируют по общим признакам. Внимание становится устойчивее, лучше воспринимается и запоминается содержание коротких сказок, рассказов. Поэтому часто с детьми трех лет учат загадки, потешки, короткие стихотворения.

Ребенок активнее познает окружающий мир и все больше задает вопросы взрослым. Недаром 3 года − это период «почемучек». Все это приводит к активному развитию речи. Происходит резкое увеличение словарного запаса (пассивного и активного): к трем годам у ребенка накапливается до 1000-1200 слов. Если раньше в речи малыша преобладали существительные и глаголы, то теперь он чаще использует прилагательные, предлоги, реже − наречия.

В три года ребенок начинает осознавать себя как личность, поэтому в разговоре он начинает все чаще использовать местоимение «Я».

Кроме расширения словарного запаса, происходит и усложнение грамматического строя. Преобладает не фразовая речь, а простые предложения с согласованием в роде, числе и падеже. Но в таком возрасте не стоит ожидать абсолютно правильно построенного (с грамматической точки зрения) предложения.

Уровень развития связной речи позволяет малышу делиться своими эмоциями с окружающими, рассказывать, что интересного с ним произошло. В три года речь все больше приобретает социальную направленность − в этом возрасте дети активнее взаимодействуют со взрослыми и другими детьми.

В три года ребенок осваивает произношение новых звуков. В этом возрасте у детей должно быть сформировано звукопроизношение свистящих, шипящих, губных и губно-зубных звуков.

Не нужно требовать от трехлетнего ребенка идеального произношения сонорных звуков (р, л). В этом возрасте у детей еще недостаточно развит артикуляционный аппарат, а сонорная группа сложная с точки зрения артикуляции.

В три года малыш свободно общается с окружающими, активно познает мир через вопросы и начинает осознавать себя как личность. В этом возрастном периоде ребенок развивается более интенсивно, поэтому важно, чтобы развитие всех функций было гармонично. Если вам кажется, что у вашего ребенка есть отставание от нормы, необходимо обратиться за консультацией к логопеду.

Когда и почему нужна логопедическая помощь

Не нужно ждать, когда ребенку исполнится пять лет, чтобы обратиться к специалистам. Чем позже вы займетесь коррекционной работой, тем сложнее будет исправить недостатки в речевом развитии. Зачем нужна логопедическая консультация, если есть много информации по обучению и развитию речи ребенка? Причины речевых нарушений могут быть различны. В сложных случаях (например, алалии) только занятий по логопедии будет недостаточно. Дополнительно нужно ходить к неврологу и дефектологу.

Чтобы активизировать речевые центры в головном мозге потребуется принимать курс определенных таблеток, которые назначить может только невролог. Кроме того, логопед сможет точно установить причины отклонений в речевом развитии, и по результатам обследования составит индивидуальный план коррекционной работы.

В каких случаях нужна консультация специалиста?

  • Если первые слова и фразы появились только в три года − в этом случае нужно как можно скорее обратиться к неврологу и логопеду. В норме фразовая речь должна появиться к 1,5 годам.
  • Если нарушено произношение шипящих и свистящих звуков.
  • Если ребенок все понимает, но не говорит.
  • Если малыш с трудом составляет простые предложения и общается только словами или фразами.
  • Помощь логопеда потребуется, если в возрасте трех лет ребенок продолжает общаться на «своем» языке.

Логопед не только проверит речевое развитие, но и проконсультирует по вопросам коррекционной работы. Но и сами родители должны заниматься с ребенком и создать благоприятную речевую среду.

Рекомендации для родителей

Дети в возрасте трех лет знают большинство предметов или их назначение. Поэтому родителям нужно говорить название малознакомых предметов и объяснять, для чего они нужны. Кроме того, для развития словаря, грамматического строя и связной речи полезно следующее упражнение: выберите один предмет, опишите его. Спустя какое-то время спросите ребенка об этом предмете. Задавать вопросы нужно так, чтобы малыш давал развернутые ответы.

Рассматривайте вместе книги с иллюстрациями, рассказывайте, что там изображено. Можете потренироваться в пересказе коротких сказок − только они обязательно должны сопровождаться картинками. Во время пересказа задавайте наводящие вопросы, в которых уже будет содержаться часть ответа.

После прочтения сказки интересуйтесь мнением: какой герой понравился, почему, о чем была сказка, что больше всего запомнилось. Это хороший способ для развития грамматического строя и связной речи.

Во время прогулок рассматривайте окружающие предметы, тренируйте навыки счета, описаний природы (цветов, деревьев, животных, птиц). Отвечайте на каждый заданный вопрос, но предложения не должны быть сложными для детского восприятия. Речь взрослого должна быть понятной, звуки произносите четко, во время чтения используйте интонацию для передачи характеров персонажей.

В этом возрасте обязательно играйте в сюжетно-ролевые игры. Они не только развивают воображение, но и улучшают связную речь. Во время таких игр можно пополнять словарный запас. Например, изучить новые виды одежд, обуви или мебели. Сюжетно-ролевые игры подходят для тренировки дикции и выразительности речи.

задача родителей − поощрение детской речевой активности и развитие социальных навыков. Именно в этом возрасте язык является не просто инструментом для познания мира, а и способом взаимодействия с людьми.

Примеры методик и упражнений

Есть множество методик, упражнений по развитию речи дома. Важно подбирать их в соответствии с возрастом ребенка и цели (то есть что именно вы хотите сформировать или скорректировать).

«Третий лишний»

Цель: формирование навыка обобщения, умения устанавливать связи между предметами, речевое обоснование ответа.

Взрослый показывает картинки с изображением четырех предметов. Нужно определить, какой лишний и объяснить почему. Если возникают затруднения с ответом, взрослый задает наводящие вопросы. Предметы должны быть понятны ребенку.

«Кто это говорит?»

Цель: научить распознавать звукоподражания животным, соотносить взрослого животного и детеныша.

Подберите соответствующий наглядный материал с изображением животных. Спросите, кто там нарисован, попросите изобразить, как это животное разговаривает. Узнайте, как зовут детенышей. Перед проведением задания можете повторить животных.

«Скажи какой»

Цель: научить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый показывает изображение предмета и просит назвать основные признаки (цвет, размер, форму, вкус).

«Путаница»

Цель: научить находить ошибки в знакомых явлениях и называть их.

Взрослый показывает картинку с неточностями: красный заяц ест шоколад, медведь летает, рыба живет в дупле и другие похожие изображения. Ребенок должен исправить ошибки и сказать, как должно быть правильно.

Нужно ли учить грамоте

Все больше современных родителей стремится к тому, чтобы их малыш уже в 3-4 года умел считать и знал весь алфавит. Нужно понимать, что мозг маленького ребенка не может воспринимать большое количество информации и концентрации его внимания не хватает на длительные уроки. Необходимо исходить из индивидуальных особенностей ребенка, если неправильно обучать чтению, то оно будет механическим.

Логопеды рекомендуют использовать букварь Н. С. Жуковой, где изучение букв дается в онтогенетическом порядке, то есть изучение начинается с тех букв, которые даются проще всего ребенку. Малыша нужно научить соотносить звук и букву. Не нужно заставлять детей учить к 4 годам весь алфавит. Гораздо важнее уделить внимание общему речевому развитию ребенка. Ведь правильная красивая речь − это основа успешного обучения и социализации.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/kak-nauchit-rebenka-govorit-v-3-goda/

Как научить ребенка говорить: стадии речевого развития, упражнения для двухлетних и трехлетних малышей

26.11.2018

Специалисты в области психологии уверены, что основную роль в формировании языковых навыков у ребенка играют его родители. Речевое развитие происходит еще до того, как малыш научится произносить свои первые слова. Оно начинается буквально с первых дней жизни, когда мама разговаривает с новорожденным малышом. Впоследствии научить ребенка рано говорить помогут постоянное общение и специальные упражнения.

Возрастные особенности

Формирование языковых навыков происходит в несколько этапов, поэтому родители должны знать, какими речевыми навыками должен обладать ребенок в определенном возрасте, чтобы в случае проблем вовремя проконсультироваться со специалистом.

Стадии речевого развития:

  • Первый год жизни — в 1,5 месяца грудничок издает гласные звуки («а», «у», «ы»). В это время происходит формирование интонационной системы. В полгода кроха начинает лепетать и даже произносить определенные слоги («ма», «ба», «дя»), а к 12 месяцам уже пытается говорить элементарные слова. Функция понимания речи формируется именно в этот период, а после начинается процесс пополнения словарного запаса. Кстати, первое, что произносит кроха, не «мама», как считают многие, а «дай». Согласно статистике, это характерно для 60% детей.
  • Второй год — в этот период малыш начинает хорошо понимать речь взрослых. Он внимательно слушает, что ему говорят окружающие и пытается за ними повторять некоторые слова. Кроха уже разговаривает, но только на своем языке. Эти слова непонятны для взрослых, но родители со временем учатся распознавать своеобразную речь малыша. Научить ребенка разговаривать в 1,5 года можно многократным повторением одних и тех же слов, и ближе к 2 годам малыш уже сможет произносить отдельные фразы («мама, дай», «хочу ням-ням» и т. д. ).
  • Третий год — в этом возрасте появляется заметный прогресс в освоении вербальных навыков. Ребенок начинает формировать предложения и может вести осмысленный диалог. В этот период нужно стараться как можно больше читать малышу, петь с ним песенки и постоянно общаться.

Развитие вербальных способностей

Основа для развития вербальных навыков — это постоянное общение с родственниками. У родителей, которые являются хорошими собеседниками и могут подолгу вести монолог, ребенок начинает разговаривать намного быстрее, чем в семьях, где мама предпочитает заниматься своими делами и не любит разговаривать со своим малышом.

На формирование речевого аппарата также влияет мелкая моторика. Нужно почаще делать массаж пальчиков, играть в игры с мелкими предметами, использовать специальные методики для развития моторики.

«Не стоит забывать о том, что каждый карапуз является индивидуальностью, поэтому не нужно равняться на других детей и тревожиться, если в 1,5 года ребенок не может сказать и слова.»

Постоянное общение

Чтобы научить малыша говорить в раннем возрасте, маме нужно постоянно разговаривать с ребенком, рассказывать ему о том, что вокруг него происходит. К примеру, на кухне можно комментировать процесс приготовления пищи. Одеваясь на прогулку, объяснять, как называется тот или иной элемент одежды, произносить цвета и качества предметов.

При этом рекомендуется разговаривать с грудничком, как со взрослым собеседником, даже если он еще не может поддержать разговор. И обязательно хвалить его, если он пытается повторить звуки, произнесенные взрослыми. Это будет стимулировать малыша на дальнейшее развитие.

«Важно уделять особое внимание словам «папа» и «мама», произнося их с особой интонацией.»

Знакомство с алфавитом

Годовалому ребенку уже можно показывать буквы, ведь его начинают интересовать окружающие звуки и он пытается их воспроизводить. Занятия должны проходить в игровой форме, и если малыш не готов длительное время сидеть возле мамы и изучать буквы, то не нужно его к этому принуждать.

Мама должна объяснять ему, как «делает машина», «говорит кошка (собака, корова)». При этом следует научиться быть терпеливой и не требовать от своего ребенка слишком многого. Повторять слова нужно в доброжелательном тоне. Во время чтения сказок нужно дать карапузу посмотреть картинки в книге и объяснить, что на них нарисовано и какую они имеют связь с прочитанным.

«Читать стишки или детские рассказы нужно не монотонно, а эмоционально, с выражением и соответствующей мимикой. Главное, чтобы книжки были интересны ребенку и соответствовали его возрасту.»

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что нужно для ребенка в садик

Пальчиковая гимнастика

Речевой центр располагается в коре головного мозга рядом с областью, управляющей движениями рук и пальцев. Поэтому, стимулируя конечности, можно оказывать положительное воздействие на развитие речи. Рекомендуются такие упражнения:

  1. «Ладони на поверхности». Кроху нужно усадить за стол и положить ручки ладошками вниз. Мама говорит «раз» — пальцы врозь, «два» — вместе.
  2. «Пальчики здороваются». Кроха сидит с вытянутыми руками и на счет «раз» соединяет все пальчики правой и левой руки, потом поочередно указательный с указательным, мизинец и мизинцем и т. д.
  3. «Человечек». Пальчики поочередно «бегают» по столу, имитируя ходьбу человека.
  4. «Очки». Карапуз должен показать, как выглядят очки, приставив пальцы к лицу.
  5. «Деревья». На счет «раз» — руки над головой, пальцы вместе. На счет «два» — пальцы растопырить. «Три» — руки перед собой, соединить тыльной частью, пальцы должны быть внизу (показать корни дерева).
  6. «Паук». Согнуть пальчики и медленно перемещать их по столу (как ползет паук).
  7. «Стол». Сжать кулачок и накрыть его ладошкой другой руки.
  8. «Прятки». Ребенок должен сжимать и разжимать кулачки.
  9. «Апельсин». Под стишок «Мы делили апельсин» малыш должен поочередно загибать пальчики.
  10. «Ну-ка братцы». Одна ручки разжата, а указательный палец другой руки поочередно постукивает разжатые пальчики на другой.
  11. «Алые цветы». Кроха должен соединить обе ладошки, а затем медленно раскрыть пальчики (как будто открывается цветок) и покачать ими. После этого пальчики закрываются (цветок засыпает).
  12. «Белка». Поставить руки перед собой ладошками вверх. Правая рука должна находиться на весу, а указательный палец левой водит по ладошке, а потом загибает пальчики правой в порядке очереди: белочка на тележке продаёт вкусные орешки — лисичке-сестричке, мишке толстопятому, воробью пернатому.
  13. «Мостик». Малыш поднимает руки над головой ладошками друг к другу, а затем скрещивает пальцы до горизонтального положения, соединяет средние и безымянные пальчики (мост разводят).
  14. «Ромашка». Пальчики левой и правой руки переплести между собой, а потом прямые пальцы развести по сторонам (лепестки ромашки).
  15. «Бочонок с водой». Малыш сжимает левую руку в кулачок, оставляя небольшое отверстие, а затем повторяет то же самое с правой рукой.
  16. «Пчела». Указательными пальчиками поочередно делать вращательные движения по кругу.
  17. «Солнечные лучики». Поднять руки над головой, скрестив пальчики вместе, а затем развести пальцы в стороны.

Стимулы для формирования речи

Чтобы быстро научить говорить ребенка до 3 лет, нужно всячески стимулировать его к произношению слов и общению. Для этого существуют простые, но действенные способы:

  • Отказ от соски. Груднички, сосущие соску, намного позже начинают разговаривать, чем дети, которым этот предмет вообще незнаком. Все дело в том, что время длительного сосания мышцы, участвующие в формировании речи, практически не развиваются.
  • Расширение словарного запаса. Если двухлетний малыш говорит уже некоторые слова, нужно чаще показывать ему что-то новое и обязательно подробно объяснять назначение этого предмета, расширяя его словарный запас.
  • Подвижные игры. У детей первых лет жизни психика еще недостаточно окрепла, чтобы выдерживать занятия и спокойно сидеть на одном месте в течение длительного времени. Поэтому изучение новых слов должно проходить исключительно в форме игры.
  • Артикуляционная гимнастика. Рекомендуется тренировать мышцы языка с помощью специальных упражнений (сложить губы трубочкой, дуть на кусочек ваты при помощи соломинки, слизывать языком варенье, издавать цоканье, надувать щеки).
  • Словесное отзеркаливание. Маме нужно повторять все фразы и слоги, которые произносит её кроха, а потом проговорить свои слова, чтобы ребенок их повторил. Эта веселая игра поможет ребенку 2—3 лет быстрее заговорить.
  • Стимуляция конечностей. Логопеды убеждены, что игры с мелками предметами приводят к раннему развитию речи у ребенка. Можно заниматься рисованием на рассыпанном песке, крупе, нанизывать на ленточку маленькие бусинки, делать пальчиковую гимнастику, чтобы стимулировать нервные окончания на пальцах рук ребенка.
  • Ежедневное чтение. В годик малыш будет активно рассматривать красочные картинки, а с возрастом начнет внимательно слушать сказки и пересказывать их.
  • Разучивание детских песенок. Плавность фраз и положительные эмоции стимулируют развитие речевого аппарата.
  • Отсутствие фоновых звуков. Во время занятий телевизор или компьютер должен быть выключен, чтобы кроха не отвлекался на посторонние звуки и не засматривался на мелькающие кадры.
  • Специальное произношение неправильных слов. Этим способом нужно пользоваться во время чтения хорошо знакомых ребенку стишков или рассказывания сказок. Например, нужно сказать, что посадил дед не репку, а кепку, и дать возможность малышу поправить запутавшуюся маму.
  • Речь без упрощений. Если мама в присутствии ребенка будет называть машину «бибика», а котлету — «кета», то и малыш запомнит упрощенные вариации слов и будет произносить их на подсознательном уровне.
  • Замена жестов словами. Если малыш вместо того, чтобы ответить, просто кивает или показывает пальцем на предмет, нужно сделать вид, что мама не понимает его жестов, тем самым подталкивая его к произнесению слова. Однако не стоит впадать в крайность и доводить ребенка до слез.
  • Проявление заинтересованности. Многие мамочки хотят научить ребенка говорить в 3 года, но при этом не воспринимают всерьез его попытки к словесным объяснениям. Нужно не только проявлять инициативу в общении с маленьким собеседником, но и быть для него внимательным слушателем, задавать вопросы, искренне выражать эмоции и восхищаться, когда он что-то пытается рассказать.

Причины для беспокойства

Не следует пускать формирование вербальных навыков на самотек, чтобы к школьному возрасту у ребенка был необходимый запас слов и знаний. В случае возникновения ситуаций, когда необходима помощь специалиста, не стоит отказываться от нее и пытаться самим выровнять ситуацию. Итак, поводами для беспокойства должны стать такие моменты:

  • Непонимание ребенком 1 года, что к нему обращаются. Также кроха не может показать пальчиком на свою маму, когда его просят об этом.
  • Полное отсутствие речи в два года.
  • Невозможность произнесения элементарных фраз трехлетним малышом («мама, дай», «хочу пи-пи»).
  • Повышенное слюноотделение после 3 лет.
  • Неумение улыбаться или высунуть язык.
  • Упрощение слов ребенком 3 лет (машина — «би-би», пить — «пи», конфета — «кета»).
  • Искажение слов до неузнаваемости после 3 лет.
  • Гнусавое произношение слов или фраз.
  • Нехватка воздуха. Малыш добирает его во время произношения фразы.

Кроме всего прочего, для стимулирования вербальных навыков у ребенка не нужно разрешать ребенку наблюдать за чужими играми на компьютере, включать планшет мультиками и окружать его игровое пространство другими устройствами, в которых он становится не активным участником, а пассивным наблюдателем. Залогом развития речи ребенка является постоянное общение, развивающие игры и увлекательные занятия. Если после нескольких месяцев занятий не видно никаких результатов, нужно обратиться за помощью к специалисту.

Источник: https://VsePosleRodov.ru/rebenok/zdorove-i-razvitie/kak-nauchit-rebenka-govorit

Как научить ребенка говорить. Как научить ребенка говорить в 3 года

Декабрь 9, 2016

Все родители с нетерпением ждут первого слова своего ребенка. При этом они понимают, что сразу после рождения дети говорить не умеют и что им нужно этому научить.

Однако если ребенок не произносит простейшие слова через год, и тем более – через полтора-два года после рождения по не известной причине, это повод задуматься над тем, почему это происходит и как научить ребенка хорошо разговаривать.

А если быть еще более точными – готовить ребенка к обучению речи нужно в первые же месяцы его жизни.

Развитие речи до 3 лет

Речь ребенка развивается по определенным этапам, которые подробно описаны в различной литературе. Конечно, в пределах одного периода могут быть отклонения в плюс-минус несколько месяцев, но если ребенок начинает «отставать» на один период и более, это является поводом для обращения к врачу. А чтобы не наступила обратная ситуация, когда родители начинают бить тревогу раньше времени, им будет полезно знать все эти этапы.

В первые месяцы после рождения ребенок делает попытки издавать первые «человеческие» звуки, стремясь повторить речь взрослых и реагируя на их обращения к нему. Эти звуки – самые простые (а, о, я, у). И хотя они легко угадываются, ребенок произносит их «в нос» в силу недостаточного развития речевого аппарата.

Через полтора месяца ребенок начинает «гулить» -добавлять к указанным выше гласным звукам несколько просты согласных – г, к и х (этот период назван так по самому узнаваемому «слову» — «гу»).

Отличным признаком развития ребенка является тот факт, что «гулить» он начинает в присутствии взрослых, то есть пытается таким способом наладить с ними контакт.

Когда детям исполняется полгода, они начинают лепетать, то есть произносить простые слоги и слова: па, ба, ма и т.д. Продолжается этот период до 11 месяцев или одного года, причем по мере роста ребенка он осваивает все более сложные речевые конструкции. К концу первого года он может составить простое предложение из 2-3 слов и понимает просьбы от родителей. Если этого не происходит, то нужно воспользоваться методиками, как научить разговаривать ребенка в этом возрасте.

В начале второго года жизни нормально развитый ребенок окончательно превращается в социальное существо. Он внимательно слушает, что ему говорят взрослые, и пытается повторить взрослую речь.

Правда, в большинстве случаев он говорит на собственном языке, коверкая многие слова и слоги, но зато они являются понятными родителям. Так происходит примерно в течение года до достижения трехлетия. Здорового ребенка отличает не умение красиво говорить раньше сверстников, а регулярный прогресс в общении.

Обучение речевым навыком в период от года до двух лет не менее важно, чем обучение двигательным способностям.

В 2-3 года у детей отмечается наибольший прогресс в речевом развитии. Ребенок начинает говорить связными предложениями; в его речи появляется все больше вопросов, с помощью которых он изучает окружающий мир. Он начинает осознавать себя, родителей, родственников, друзей и других людей, которые встречаются в его жизни.

Если вы не знаете, как научить говорить  ребенка в этом возрасте (точнее, развить его речевые навыки), воспользуйтесь советами специалистов. Читайте больше книг вслух, пойте с малышом песни и вообще как можно больше общайтесь, пополняя его пассивный словарный запас.

В этом возрасте в полной мере становятся заметными те навыки, благодаря которым человек отличается от животных – умение логически мыслить (и выражать свои мысли на словах) и рационально объяснять свои поступки.

Базовые упражнения

Речь – это приобретенный навык человека. Она развивается только после многократных повторений, а повторения, в свою очередь, должны выполняться по образцу.

Таким образцом служит речь взрослых, которую они пытаются копировать – сначала неудачно, но затем все более успешно. Это значит, что для развития речи ребенок должен развивать органы чувств: зрение, слух и осязание.

Не зря рекомендуется с первых дней жизни окружить ребенка яркими и красивыми игрушками и картинками, чтобы у него началось формирование зрительных образов.

Но одних только картинок недостаточно, чтобы научить ребенка говорить. Как в любом другом деле, основой здесь является практика. Родители должны как можно активнее общаться с малышом, причем не монотонно, а эмоционально. Не бойтесь повторять за ним звуки, даже если он произносит их неправильно – со временем он запомнит эти слова и перейдет к изучению новых.

Также в вопросе, как научить ребенка говорить, очень важна гимнастика для рук, и в особенности – для кистей и пальцев. Давно установлена связь между речью и мелкой моторикой, поэтому после трех месяцев жизни малышу можно начинать массировать пальчики на руке. Затем можно переходить к развивающим играм.

Сначала это будут простые задания (например, достать предмет из коробки), а по мере роста ребенка можно переходить к более сложным задачам (лепка, аппликации и т.д.).

Когда малышу исполнится год, нужно переключиться на полностью «человеческое» общение. Это значит, что родителям из своего общения с малышами следует исключить жесты, а добиваться понимания от ребенка только с помощью слов. Полезно обращать внимание ребенка на окружающие звуки и голоса животных, обязательно комментируя это для создания образов, «привязанных» к этим звукам. Также в этом возрасте следует продолжать много общаться с детьми, повторяя отдельные слова и выражения.

Обучение словам

К возрасту одного года словарный запас ребенка составляет около 10 слов. Впрочем, не все малыши начинают говорить в этом возрасте, поэтому врачи допускают задержку в несколько месяцев. Но если ребенок долгое время продолжает лепетать, а слова из этих слогов не складываются, самое время подумать, как научить говорить ребенка слова.

Делать это должны не врачи (к ним обращаются только в крайних случаях), а сами родители. Причем это не потребует от них больших усилий. Больше всего времени с малышом проводит мама, поэтому ей нужно просто проговаривать каждое свое действие. Если вы увидите, что ребенок хочет задать вопрос или включается в диалог, поддерживайте эту инициативу.

Нет ничего хуже, когда дети не чувствуют внимание к себе – из-за этого они становятся замкнутыми, а их развитие тормозится.

Хорошим способом развить речевые навыки ребенка является игра, при которой родители сами задают ему вопросы, показывая какой-либо предмет или картинку.

Ребенок должен ответить, что это такое – тем самым у него развивается речевой аппарат (он учится правильно извлекать звуки) и участки головного мозга, отвечающие за память и формирование зрительных образов.

Когда вы называете малышу новое слово, нужно смотреть прямо в его лицо и произносить звуки громко и четко, чтобы он привыкал к правильному произношению. Все предметы и явления нужно называть своими именами, не «подстраиваясь» под ребенка и не упрощая понятия, даже если они кажутся сложными для произношения.

Обучая ребенка новым предметам и явлениям, не стоит забывать о глаголах. Часто родители называют само понятие (то есть используют имя существительное), а об описании действий забывают. Это не совсем правильно, так как глаголы являются неотъемлемой частью речи. Чтобы ребенок как можно раньше научился правильно строить предложения, с ним нужно разговаривать на «правильном» языке с самого начала.

Обучение предложениям

К третьему дню рождения у ребенка должна появиться связная речь. Это значит, что в этом возрасте они должны уметь связно выражать свои мысли и понимать, о чем им говорят окружающие. Однако готовить ребенка к этому нужно заранее. Через несколько месяцев после рождения нужно начать читать ему сказки, даже если вам кажется, что ребенок ничего не понимает.

В быту нужно комментировать свои действия, явления природы и вообще все, что происходит вокруг. В общении с детьми нужно по минимуму использовать жесты, развивая у ребенка речевые навыки. Поскольку жестами малышам общаться намного проще, соблазн выполнить его просьбу будет велик, когда, к примеру, ребенок будет протягивать руку, чтобы попросить яблоко. Родителям нужно набраться терпения и «притвориться», что они не понимают ребенка, пока тот не проговорит свою просьбу вслух.

Еще один метод поощрить ребенка к разговору заключается в задавании ему частых вопросов. Просите ребенка буквально обо всем. Пусть он комментирует свои действия, рассказывает о том, что происходит за окном, подсказывает что-то родителям и т.д. Не стоит забывать и о развитии мелкой моторики, выполняя соответствующие упражнения и игры.

Сложные звуки

У всех малышей есть ряд «проблемных» звуков, которые даются им с большим трудом. Причем звуки эти одинаковы в любом возрасте – сложность их извлечения связана с недостаточным развитием речевого аппарата на определенных этапах. Речь идет о звуках Л, Ш, Ж и, конечно же, о самой сложной для произношения букве Р.

Звук Л малыши часто заменяют звуком В , так как при произношении второго варианта практически не задействуются мышцы языка. Чтобы развить подвижность языка и научить ребенка выговаривать букву Л, рекомендуется выполнять упражнение под названием «цоканье», имитирующее звук копыт лошади.

Для извлечения звука Ш язык должен принять особое положение, при котором его форма напоминает чашу. Соответствующее упражнение так и называется – «чашечка». Для этого кончик языка нужно прижать к нижней губе, а боковые части – приподнять.

Остальные шипящие звуки можно поставить аналогичными упражнениями, направленными на подвижность языка и растяжку губ.

Что касается самого сложного звука Р, то здесь обычно требуется помощь логопеда. Он должен показать им правильное положение губ и языка для извлечения этого звука, а также дать ему ряд упражнений. Они направлены на развитие кончика языка, так как при произношении буквы Р он должен прижиматься к нёбу и совершать быстрые колебательные движения. Помимо упражнений, ребенок должен постоянно практиковаться, произнося скороговорки или любые другие слова с буквой Р.

Когда обращаться к логопеду?

Логопед знает, как научить малышей разговоривать, поэтому родителям нужно своевременно обращаться к нему при наличии проблем речевого развития на любом возрастном этапе. Ниже перечислены эти проблемы с указанием конкретного возраста:

  • 8 месяцев: ребенок не оборачивается, когда взрослые зовут его.
  • 2 года: ребенок не разговаривает.
  • 2,5 года: ребенок произносит отдельные слова, но не может построить из них даже простые словосочетания.
  • 3 года: у малышей отмечается повышенное слюноотделение и неумение управлять мимическими мышцами.
  • От 3 лет: ребенок продолжает упрощать слова, в том числе двухсложные.
  • 3-4 года: ребенок не осознает, что слова разбиваются на слоги, и сильно их искажает.
  • В речи детей преобладают мягкие или, наоборот, твердые звуки.
  • У малышей наблюдаются проблемы с речевым дыханием (говорит «в нос», останавливается посреди фразы, чтобы набрать воздуха и другие).

Если родители распознали эти проблемы вовремя, у них не возникнет сложностей с тем, как научить детей разговаривать. Своевременная коррекция у логопеда позволяет достичь правильной речи к моменту поступления в первый класс и избежать более серьезных проблем с развитием малышей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли устанавливать детское кресло на переднее сиденье автомобиля

Источник: https://govorysha.ru/kak-nauchit-rebenka-govorit/

Особенности развития речи детей 3-4 лет: нормы, отклонения. Учим ребенка говорить

В раннем возрасте малыши с интересом познают окружающий их мир, при этом речь ребенка в 3 года является важной составляющей. Для родителей очень важно следить за развитием крохи, усвоением новой информации.

В этом возрасте малыш должен говорить понятно, пусть он пока и не может произносить сложных предложений. Уже к четырем годам речь должна быть насыщена местоимениями, прилагательными, которые позволяют описывать свойства окружающих предметов.

Развитие речи для детей в данном возрасте крайне важно, поэтому важно устранять любые дефекты.

Развитие речи детей 3-4 лет характеризуется следующими особенностями: ребенок говорит понятно, пусть и невнятно, повторяет слова, которые слышит, умеет составлять простые предложения, может составить небольшой пересказ.

Диагностика

Говоря о развитии речи у детей 3 4 лет, нужно сказать, что оно является фундаментальным. От него будет зависеть социальная адаптация крохи, а также в дальнейшем школьном обучении.

Существуют определенные нормы, по которым определяется, имеется ли задержка речи у ребенка или нет. Если отмечается отставание, тогда стоит использовать специальную программу по развитию речи.

Также существует немало пособий, которыми могут руководствоваться заботливые родители. Не стоит допускать того, чтобы кроха отставал от своих сверстников, важно вовремя догонять упущенное.

Специалисты выделяют нормативные показатели, узнав которые вы сможете определить, соответствует ли речь ребенка его возрастным особенностям.

Нормы

Перед тем, как разбираться с вопросом о том, как научить ребенка разговаривать в 3 года, стоит познакомиться ближе с нормами развития речи детей. Такие показатели являются строго индивидуальными, не существует строгих ограничений. Но примерно родители должны ориентироваться на следующие положения:

Словарный запас ребенка 3 лет должен составлять 800-1000 слов. К 4 годам в норме он увеличивается до 2000 слов.

В активном словаре ребенка появляются почти все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия, предлоги, частицы, союзы.

  1. У ребенка получается проговаривать собственные фамилию, имя и отчество.
  2. Он может точно повторять то, что услышал.
  3. С удовольствием пересказывает сказку, мультик, который смотрел.
  4. Обладает способностью разговаривать тихо или громко, если есть такая необходимость.
  5. Может назвать имена родственников или друзей.
  6. Для ребенка в три года считается нормальным называть действия.
  7. Рассказывает, какими признаками обладают окружающие предметы, например, мама красивая, яблоко грязное и так далее.
  8. Также у детей получается группировать предметы, то есть к одежде они относятся и пальто, и шорты, и трусы. При этом он не отнесет к одежде сковороду или карандаши.
  9. В пособиях говорится о том, что кроха может описать ситуацию, которую увидел.
  10. У крохи получается воспринимать говорить простыми предложениями, но при этом отмечаются попытки переходить к более сложным.

Особенности речи

Несовершенство развития артикуляционного аппарата в возрасте 3-4 лет предполагает характерные для этого возраста особенности речи, которые являются нормой и не должны вызывать беспокойство у родителей.

Речь детей 2 3 4 лет обладает рядом особенностей, которые признаются нормой для большинства детей. Родители должны знать, что можно охарактеризовать, как отставание, а что признается нормальным течением развития речи.

Многие малыши стараются говорить красиво, правильно, как-то подражать взрослым. Но у многих это не получается, чаще слова звучат коряво, даже смешно. Кроха трех лет говорит невнятно.

  • Неправильно произносит длинные и малознакомые слова.
  • Сокращает длинные слова (вместо “пароход” – “паход”, вместо “машина” – “шина”).
  • Переставляет слоги в словах ( вместо “музыкальные” – “замукальные”).
  • Пропускает звуки (вместо “красный”- “касин”).
  • Произносит согласные в мягкой форме (вместо “кошка” – “коська”).
  • Свистящие звуки С, З, Ц произносит недостаточно четко, пропуская или заменяя другими звуками (вместо “замок” – “мамок”, вместо “собака” – “тобака”).
  • Шипящие звуки Ш, Ж, Щ, Ч  произносит не четко, пропускает (вместо “шапка” – “сяпка”, вместо “жук” – “юк”).
  • Звуки Р, Л пропускает или заменяет на “й”, “ль” (вместо “ракета” – “йакета” или “лякета”).
  • Неправильно строит предложения, переставляя слова (Я кашу хочу нет. Много игрушкав.).

Кроха трех лет говорит невнятно, но его речь быстро совершенствуется, улучшается.

Нужно, чтобы крошки развивались правильно, такие недочеты не требуют коррекции. Такие проблемы, как переставление слогов, смена звуков не являются отклонением. Проблема состоит в том, что физиологическое развитие речевого аппарата не совершенно, он еще только формируется. Поэтому крохи не справляются с такими сложными звукам, как “р”, “л”, “с”, “ш”.

Развитие звуковой культуры речи у детей 3 4 лет подразумевает, что кроха прислушивается ко всем звукам, словам, которые окружают его. Если не удается воспроизводить слова так, как требуется, то кроха легко образует более удобные словоформы. У ребенка в этом возрасте отмечаются попытки повторять потешки и стишки, а также сочинять их.

Отклонения

Ознакомившись с нормами развития речи в этом возрасте можно определить, развивается ли малыш нормально. Родителей должны насторожить следующие характерные признаки задержки речи.

  1. У ребенка полностью отсутствует речь в 3 года или он говорит крайне мало.
  2. Родители не могут понять, что говорит ребенок.
  3. Он говорит очень быстро или наоборот замедленно.
  4. Не может построить даже простое предложение.
  5. У малыша часто приоткрыт рот, обильное слюнотечение.

Все эти признаки могут указывать на тяжелые речевые отклонения, и в этом случае родителям необходимо обратится к специалистам.

Консультация педиатра, детского невролога и логопеда поможет выяснить причину речевых отклонений и вовремя начать лечение и коррекцию.

Что способствует развитию речи

Чтобы выяснить это, родителям стоит изучить разнообразные пособия, методики. Можно сделать это самостоятельно, а можно пообщаться со специалистами. В том случае, когда самостоятельные занятия не дают никаких результатов, стоит обратиться к логопедам.

Можно подобрать специальные упражнения для ребёнка, это можно делать даже в два года. В любом случае, нужно общаться с крохой, разговаривать с ним, а также расширять сферу общения.

Постарайтесь знакомить малыша с новыми людьми, подталкивайте его к контакту с ними, объясните, что ему нечего бояться.

В разговорах с ребенком на третьем году жизни, нужно употреблять новые слова, чтобы увеличивать его словарный запас. Любые успехи должны отмечаться с вашей стороны, нужно хвалить кроху и поощрять его.

Что касается словарного запаса, то он постепенно должен увеличиваться, нужно учить с малышом отдельные слова. Также увеличению словарного запаса способствует чтение сказок. Помните о том, что при чтении нужно уделять внимание интонации и выразительности.

Так малыш будет запоминать, как нужно говорить правильно.

К четырем годам можно учить потешки, это позволит научиться проговаривать шипящие, свистящие звуки. Не стесняйтесь и не ленитесь исправлять малыша, если он произносит слова неправильно.

Если вы будете внимательны к детской речи, то кроха будет задумываться о том, что нужно стремиться говорить правильно. Можно подобрать разнообразные дидактические игры по развитию речи для детей 3 4 лет.

Если решите играть, совершенствуя при этом речь, нужно стараться говорить с малышом по-разному, – громко, тихо, быстро, медленно.

Учим ребенка говорить

Многих родителей беспокоит вопрос, с какого возраста нужно учить крошек говорить. Нужно ли учить двух трёхлетних? Не нужно специально учить кроху речь, заставлять зазубривать слова.

  • Обучайте малыша в процессе игры, уже к годику можно использовать различные методы мотивации речи. Можно, например, просто рассказывать крохе обо всем, что видите на прогулке. Всегда нужно спрашивать о том, как прошел день, что интересного было в детском саду, что нового он увидел.
  • Говорите правильно и четко произнося слова. Активно артикулируйте во время общения с малышом.
  • Хвалите кроху за любые попытки произнести новые звуки или слова.
  • Мягко поправляйте малыша, если он произносит слова и звуки неправильно, но не ругайте.
  • Учите ребенка формулировать описания предметов и явлений : что это? или кто это? какого цвета? что это у куклы? как можно назвать куклу?
  • Стимулируйте общение малыша с другими детьми. Чаще посещайте детские площадки, мероприятия, дни рождения.
  • Читайте детские потешки, стихи, загадки, они прекрасно воспринимаются малышами, при этом их проговаривание способствует речевому развитию.
  • Позволяйте крохе играть с мелкими деталями, это может быть и крупа, и песок, и пластилин.
  • Познакомьтесь с презентациями и пособиями, которые расскажут о развитии мелкой моторики. Ведь она напрямую сказывается на формировании речи.

Упражнения

Важно планирование, нужно понимать, кто, когда будет заниматься с крохой. Включите в режим для малыша регулярные занятия артикуляционной гимнастикой. Заниматься лучше в утреннее время. Достаточно уделять занятиям 10-15 минут в день.

Артикуляционная гимнастика для губ: показать зубки и широко улыбнуться, удерживать 5 секунд, вытянуть губки трубочкой и удерживать 7 секунд. Повторять до 10 раз.

Если не уверены в собственных силах, не хватает презентаций и потешек, то можете привлечь специалистов со стороны. Возникновение отставания развития речи детей не возникает неожиданно, это длительный результат, это может подтвердить даже фгос.

Малышам могут помощь развивающие игры, постановка звуков. Когда не получается самостоятельно, можно отыскать хорошего логопеда.

По материалам статьи мы подготовили презентацию “Учусь говорить. Особенности развития речи детей 3-4 года”.

Презентация “Учусь говорить. Особенности развития речи детей 3-4 года” скачать

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/rech-detej-3-4-let

Как научить ребёнка говорить

Лингвистические навыки дети приобретают гораздо раньше, чем подозревают многие родители. За месяц до появления на свет ребёнок уже может отличать разные языки по ритму. А фундаментальные знания о структуре, мелодике и интонациях родной речи закладываются в первые месяцы жизни.

Беседуя с малышом, вы не просто сотрясаете воздух, а строите основу для его успеха в будущем. Дети, с которыми мало разговаривали родители, уже к двум годам могут отставать от сверстников в развитии примерно на полгода. Чем больше слов малыш слышит в первые три года жизни, тем выше будет его IQ и шансы на хорошие отметки в школе.

Вывод: разговаривайте с ребёнком как можно чаще, даже если он пока не способен ответить. Активно включайтесь в его языковое воспитание, учитывая возрастные особенности. И помните: интернет, видео в и даже научные телепрограммы не могут заменить человеческое общение.

  • Распознавать звуки и ассоциировать их с определёнными движениями губ. Едва появившись на свет, младенец уже умеет узнавать голос матери. Ребёнок начинает прислушиваться к окружающему океану незнакомых звуков и учится извлекать из него смысл.
  • Гулить и агукать. Различные комбинации гласных «a», «y», «ы» и согласных «г» и «м» — первое, что слышат от малыша родители, если не считать плача, крика и кряхтения. Обычно на разговоры грудничков тянет, когда они сыты и довольны жизнью. Агукая, младенцы, помимо прочего, развивают мышцы лица, которые в дальнейшем помогут им воспроизводить более сложные звуки.
  • Пойте, рассказывайте потешки и поговорки. Причём можно ещё до рождения: слышать ребёнок начинает уже на 16-й неделе внутриутробного развития. Так новому человеку будет проще понять ритм языка.
  • Говорите нежно и певуче. Взрослые интуитивно общаются с младенцем более тонким и мелодичным голосом, растягивая гласные. И это правильно. Различные исследования показывают, что именно такой стиль привлекает грудничков, помогает им изучать язык и развивать социальные навыки.
  • Обеспечьте тишину. Малышам нужно время, чтобы поиграть со своим голосом и не отвлекаться на звук телевизора, музыку и другие шумы.

Если после трёх месяцев ребёнок всё ещё не гулит, имеет смысл проконсультироваться у педиатра, невролога и лора.

  • Откликаться на своё имя. К шести месяцам большинство младенцев в курсе, как их зовут. Кроме того, они реагируют на некоторые знакомые слова вроде «мама» и «папа».
  • Распознавать интонацию. Малыш чутко реагирует на то, как к нему обращаются, — улыбается в ответ на ласковый голос и может заплакать, услышав грубый тон.
  • Подражать речи взрослых. Кроха перенимает тон, ритм и темп речи, которую слышит.
  • Выстраивать более сложные цепочки звуков. Это уже не односложное гуление, а переливы гласных, которые логопеды называют свирелью.
  • Поиграйте в «Кто это?». Поднесите малыша к зеркалу и спросите: «Кто это?» А затем назовите имя ребёнка.
  • Осваивайте искусство разговора с детьми. В английском языке есть понятие baby talk — беседа, ориентированная на малышей. В русском мы часто называем этот процесс сюсюканьем, тем самым умаляя его значение. А между тем, подыгрывая грудничку, вы помогаете ему быстрее усваивать язык. В дальнейшем ребёнку будет проще выучить более сложные слова. Вот какие есть приёмы baby talk:
    1. Подражание ребёнку: взрослые не выговаривают определённые звуки.
    2. Замена местоимений существительными. Мы спрашиваем: «Аня хочет гулять?» вместо «Ты хочешь гулять?».
    3. Упрощение слов и конструкций до «вава», «дюдя» и «Фу, кака!».
    4. Использование певучих интонаций и уменьшительных суффиксов.

Baby talk помогает детям почувствовать родительскую любовь, вызывает ощущение комфорта и безопасности.

В каких случаях стоит беспокоиться

В шесть месяцев малыш не смеётся, не обращает внимания на новые звуки.

  • Распознавать короткие фразы в контексте. Например, может помахать рукой в ответ на ваше: «Пока-пока!»
  • Лепетать. Говорун с маниакальным упорством повторяет слоги «ба-ба-ба», «па-па-па», «ма-ма-ма», «да-да-да», «та-та-та», «ка-ка-ка» и «га-га-га». Некоторые взрослые воспринимают детский лепет, как осознанную речь, и спорят, какое же слово малыш произнёс первым — «папа» или «мама». Хотя он просто ублажает свой слух и тренирует речевой аппарат.
  • Выражать эмоции. В лепете младенца можно различить удовольствие или, наоборот, сварливые нотки.
  • Играйте в звуковые игры. Повторяйте слоги, которые произносит ребёнок. Сами произносите различные звуки и короткие слова, чтобы малыш мог вам подражать.
  • Показывайте, как нужно говорить. «Работайте лицом» — важно, чтобы карапуз видел, как вы воспроизводите звуки. Есть и такой приём: когда что-то произносите, приложите детскую ладошку к своим губам, чтобы ребёнок почувствовал их движение.

Малыш не подражает интонациям взрослых, не реагирует на своё имя, лопочет редко и однообразно.

  • Понимать короткие фразы, показывать на предметы, которые вы называете. В этом возрасте малыши понимают гораздо больше, чем могут сказать.
  • Произносить первые осмысленные слова. Годовалые бутузы, как правило, уверенно говорят несколько слов, включая необходимые для выживания «мама», «папа», «дай». Словарный запас может варьироваться от двух-трёх до 20 слов, причём 80% из них — существительные .
  • Комментируйте то, что вы делаете. Если хотите, чтобы малыш поскорее назвал вас мамой или папой осознанно, объясняйте ему, чем вы занимаетесь в данный момент. «Мама пьёт кофе», «Папа идёт в магазин», «Мама работает». Идеально, если ваш день насыщен событиями — чем разнообразнее ситуации, тем больше новых слов освоит будущий оратор.
  • Рассказывайте, что и как называется — части тела, предметы. Проговаривайте имена родственников и друзей. Cо временем усложняйте фразы. От «Смотри, кошка!» переходите к «Смотри, чёрная кошка!». Если ребёнок пытается повторить за вами, поддержите его усилия: называйте предмет снова и снова.
  • Продолжайте практиковать baby talk. При общении с детьми в возрасте от девяти месяцев до одного года и девяти месяцев по-прежнему полезно использовать детские словечки вроде «ляля» и «кися». Также рекомендуется растягивать гласные — например, когда вы спрашиваете: «Как дела-а-а?» Так малыш быстрее учится говорить.
  • Читайте книги с большими яркими картинками. Называйте предметы и просите малыша показать их на рисунке.
  • Помогайте разрабатывать артикуляцию. Стройте рожицы, кривляйтесь, показывайте язык — разнообразными способами провоцируйте кроху сделать зарядку для мышц лица.
  • Откажитесь от соски. У детей, которые всё ещё сосут пустышку после года, чаще возникают проблемы с артикуляцией звуков, образующихся в передней части рта, — вроде «п», «б», «т», «д» и «с».

В возрасте от года до года и трёх месяцев ребёнок всё ещё не говорит «мама» и «папа», не может показать предмет на картинке.

  • Говорить «Нет!». Если малютка не желает есть кашу, он уже способен покачать головой и отказаться.
  • Строить первые простые фразы. Ребёнок пока прекрасно обходится упрощениями: «Тут ук» вместо «Тут лежит лук», «Де ба?» вместо «Куда и зачем ушла бабушка?».
  • Запоминать много новых слов. В этот период большинство детей переживают так называемый лексический взрыв. В речи появляется больше глаголов и других частей речи, а словарный запас к двум годам увеличивается до 300–400 слов. Но ничего страшного, если ваш ребёнок начнёт тараторить чуть позже — после двух.
  • Используйте больше новых слов и вовлекайте малыша в диалог. Исследования показали : чем чаще родители общаются ребёнком в период от полутора до двух лет, тем лучше его IQ и лингвистические навыки в подростковом возрасте. Особенно важно, чтобы малыш отвечал вам.
  • Делайте вид, что у вас проблемы с языком жестов. Иногда малыш просто ленится произносить слова. Зачем, если можно показать пальцем. Притворитесь, что не понимаете его. Попросите сказать словами. Как минимум попытайтесь выстроить беседу: «Ты хочешь ещё чаю? С сахаром или без? Правда, он очень вкусный?»
  • Поощряйте попытки говорить. Даже если вы действительно не понимаете, что пытается сказать ребёнок, не сдавайтесь. Предлагайте варианты, переспрашивайте, правильно ли вы всё поняли. И никакого раздражения! Только любовь и безграничное терпение.
  • Просите вам помочь. Например, пусть поставит чашку на стол или принесёт вам яблоко.

Маленьким детям непросто осваивать новые слова. Им нужно координировать более ста мышц речевого тракта. Для его развития полезно дуть мыльные пузыри.

Ричард Н. Аслин, профессор когнитивных наук, специалист по развитию и восприятию речи у детей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Малышок
Как расшифровать анализ крови на хгч

Закрыть