В каком возрасте ребенок должен научиться различать цвета

Когда ребенок начинает различать цвета: возрастные нормы, методы развития

В каком возрасте ребенок должен научиться различать цвета

Каждому малышу необходима помощь родителей в познании окружающего мира. Именно они дают ему знания по свойствам различных предметов: форме, размеру, цвету. Цвет как характеристика предмета не представляется ярко выраженной, потому-то крошке довольно трудно учиться. Когда ребенок начинает различать цвета и какой возраст является для этого оптимальным, можно узнать в статье.

О цветах начистоту

Самыми «древними» цветами, которые первыми появились в человеческой культуре, считаются белый, красный и черный. Именно эти цвета вскоре после рождения узнает малыш.

В каком возрасте ребенок начинает различать цвета? Среди детей четырех месяцев от роду проводили исследования, по результатам которых стало понятно, что среди хроматических цветов малыши отлично различают четыре группы (красный, зеленый, желтый и синий), но по оттенкам их не дифференцируют. Надо отметить, что в первые два-три месяца жизни детки узнают красный и желтый, а чуть позже — зеленый и синий.

Каждый ребенок обладает большими возможностями в области восприятия цвета. Это тесно связано с тем, как протекают иные психические процессы и формируются различные особенности. Процесс восприятия можно рассматривать в тесной связи с развитием и особенностями мышления, воображения и так далее.

Во сколько дети начинают различать цвета? Оказывается, в шесть месяцев они воспринимают абсолютно каждый из них. Но узнают и выучивают названия несколько позднее. В первые дни обучения малыш может запомнить название всего лишь одного цвета (в большинстве случаев это красный). Примерно в 2,5 годика он знает основные цвета и называет их без труда. Спустя год выучивает еще два цвета — белый и черный.

Специалисты, изучающие раннее развитие, теперь не такие категоричные — они утверждают, что возрастные рамки знакомства с цветами могут варьироваться.

От трех лет и до школы

Ребенок начинает различать цвета в возрасте трех лет. Основные цвета (красный, желтый, синий и зеленый) ему уже знакомы. Если перед ребенком расположить стикеры этих цветов, он сможет их назвать. В этом возрасте карапузу нравится обсуждать все, что он видит вокруг, находить цвета, которые ему знакомы.

В 4 года ребенок не только различает основные цвета, а также знает оранжевый и фиолетовый. Он уже выучил, что есть белый цвет и черный. В своей речи кроха абсолютно верно применяет три либо четыре наименования. В этом возрасте малыши с удовольствием рисуют, используя все знакомые им цвета. Родители могут обсудить с детьми их рисунки и понять цветовые предпочтения.

Пятилетний малыш разбирается в оттенках. Он знает, что солнышко — желтое, а листва — зеленая. К тому же, он умеет различать и называть два или три оттенка уже известного ему цвета (например, крем в пирожном — розовый, а розочка — темно-красная).

В шестилетнем возрасте ребенок не только знает все цвета, которые были перечислены выше, но и умеет дифференцировать оттенки (светло-серая шерстка у зайчика, ярко-красная клубничка). Теперь детишки не только знают, но и могут назвать тона цветов (обычно от трех до пяти). Например, ребенок может знать сиреневый, лимонный, салатный, малиновый, бирюзовый. Также дети в этом возрасте уже знают, что такое теплые и холодные оттенки.

Перед школой ребята называют все перечисленные выше цвета. К этому времени они научились получать смешиванием красок для рисования.

Если малыш не различает цвета

Прежде чем разбираться, во сколько лет дети начинают различать цвета, надо сказать, что некоторые мамочки очень переживают, что их малыши цвета не различают.

Но что именно означает словосочетание «не различает»? В большинстве случаев оказывается, что детки просто путают названия. Взрослые должны понимать, что различение цветов — это процесс, который в своей основе имеет физиологию.

Очень жаль, что многие взрослые, отчаявшись, начинают думать о том, что вдруг у их чада патология зрительного восприятия. Хотя подобные аномалии встречаются очень редко!

Как правило, знание названий цветов и соотнесение этих названий (красный, желтый, белый и т. д.) с признаками предметов могут вызывать сложности либо из-за маленького опыта карапуза, либо из-за ошибок взрослых в работе по ознакомлению ребенка с цветами.

Поговорим об ошибках

Есть несколько распространенных ошибок, которые способны допустить мамы и папы во время изучения с малышом названий цветов.

Взрослые во время занятий организовывают специальные игры, но в повседневном общении на цвета не обращают никакого внимания. Но ведь чем чаще крошка слышит названия цветов, тем проще ему запомнить информацию.

Взрослые могут по привычке называть все оттенки цвета одним и тем же словом: розовый, малиновый, алый — это все красный. А малыши будут удивляться и не понимать, почему так происходит: цвета разные, а имя одинаковое. Надо изначально учить деток правильным названиям.

Довольно часто взрослые проводят аналогии: «Зеленый, как трава», «Красный, как черешня». Так делать неправильно. Малыш запутается еще больше, ведь травка может быть и коричневой, и желтой, а черешня — не только красная, но и розовая, и желтоватая.

Учим, играя

Очень важный момент в период, когда ребенок начинает различать цвета — нельзя изучать подряд цвета, которые похожи. Например, голубой и синий, цвет молодой листвы и зеленый. Необходимо рассматривать абсолютно разные оттенки. Например, в таком порядке: розовый, синий, зеленый, белый, красный.

Пожалуй, многие мамочки знают, что лучше всего малыши воспринимают новую информация в виде игры. Поэтому и занятия, во время которых кроха должен запомнить, где и какой цвет, надо проводить в игровой форме. Прекрасными помощниками послужат разноцветные фломастеры, краски и карандаши.

Перед тем как предложить ребенку карандаш, надо вслух сказать, какого именно он цвета и обратить внимание на то, какой итоге будет предмет, который малыш нарисует. Например: «Давай возьмем желтый карандаш и нарисуем желтую пчелу». Если в игре присутствуют фломастеры с цветными колпачками, ребенок научится подбирать для каждого из них свою «шапочку».

Можно дать в ручки ребенка карандаш и спросить, какие именно предметы можно этим цветом раскрасить. Полезны будут и развивающие мультики, песенки про цвета.

Полезные рекомендации

Мы рассмотрели, когда ребенок начинает различать цвета и говорить их (кстати, многие детки в три года уже четко выговаривают названия нескольких цветов). Теперь изучим рекомендации детских психологов, с помощью которых реально быстро и легко научить крошку не только различать цвета, но и запоминать, как они называются:

  • Не нужно ограничивать количество цветов, которые предполагается изучить. Детишки учатся и запоминают быстро. Со временем можно добавлять слова «темный» и «светлый».
  • Родители изначально должны правильно говорить названия цветов, без использования уменьшительно-ласкательных слов. Например, говорить зеленый, а не зелененький или зеленоватый.
  • Не следует требовать, чтобы малыш сразу же говорил название цвета, потому что для него это может быть сложной задачей. Будет вполне достаточно, если кроха научится показывать предмет, окрашенный в тот цвет, который называет мама.
  • Взрослым надо запомнить: во время занятий необходимо называть по-разному разные оттенки. Не нужно называть изумрудный и бирюзовый зеленым. Так малыш может запутаться.

Выяснять, когда ребенок начинает различать цвета, родители пытаются чуть ли не с самого его рождения. Как считают психологи, у детишек, находящихся в дошкольном возрасте, могут проявляться некоторые нарушения цветовосприятия. Но не следует беспокоиться. Надо начинать волноваться только в том случае, если ребенок не научился различать цвета после семи лет.

Очень важно понять, что дальтонизм имеет разную степень и сложность. К причинам того, что ребенок не может различать цвета, относятся следующие:

  • слишком медленный темп обучаемости; каждый ребенок уникален, имеет свои способности по восприятию информации, которая поступает;
  • родители слишком поздно начали обучение детишек цветам;
  • малыш неусидчивый и практически не заинтересован в занятиях.

Как правильно изучать цвета с малышом

Когда ребенок начинает различать цвета и формы? Небольшая часть детишек не может различать цвета вплоть до четырех лет, когда основной массе детей в этом возрасте можно предлагать соответствующие задачи. Формы, как считают психологи, поддаются к запоминанию немного легче.

В двухлетнем возрасте родители могут предложить легкие упражнения, в которых нужно осуществлять сортировку по цветам. Для начала это может быть два-три контрастных цвета. Причем предметы должны быть одинаковыми, например, шарики, кубики или цветные карточки. Можно также отделять белые бусины от красных, допустим. Кстати, такое упражнение прекрасно развивает мелкую моторику рук.

Упражнения по Монтессори

Когда малыш освоил простые сортировки, можно начинать упражнения посложнее. Теперь, когда ребенок начинает различать цвета, предметы, а то и очень хорошо запоминает поступающую информацию, нужно предложить ему сортировать по цветам разные предметы, используя пинцет или ложки. Это подойдет для малыша трех лет от роду, ведь в этом возрасте он уже умеет контролировать работу своих пальчиков и ручек.

Как только родители понимают, что малыш уже различает цвета, находящиеся в основном спектре, время перейти к изучению их названий. Монтессори-педагогика предлагает трехступенчатый урок. Перед ребенком следует разложить три предмета разных цветов, но совершенно одинаковых по размеру и форме. Например, пуговицы, катушки ниток, бутылочки с лаком для ногтей, цветные карточки:

  • Первая ступень. Мама показывает пуговицы малышу и говорит: «Вот красный, вот желтый, вот синий».
  • Вторая ступень. Мама спрашивает малыша: «Где красный? Покажи желтый! Где синий?»
  • Третья ступень. Мама показывает на пуговицу и спрашивает: «Какой это цвет?»

Если крошка отвечает неверно, исправлять его не стоит. Достаточным будет еще несколько раз поработать с предыдущей ступенью.

Внимание родителям! При изучении цветов надо обращать внимание малыша на четыре основных: красный, зеленый, желтый и синий. Не следует рассматривать другие цвета, пока карапуз не усвоит эти. И только после того, как он перестает в них путаться, можно перейти к новым.

Источник: https://FB.ru/article/448426/kogda-rebenok-nachinaet-razlichat-tsveta-vozrastnyie-normyi-metodyi-razvitiya

Учим малыша различать цвета

В каком возрасте ребенок должен научиться различать цвета

С самого раннего возраста дети уже могут замечать, что они видят разные цвета. Однако, запомнить их названия они не могут до тех пор, пока не научаться говорить. К тому же правильно называть цвета, то есть осознанно различать их, они смогут лишь по достижению определенного интеллектуального развития. Различение оттенков и цветов относится к лингвистике, а узнавать цвета малыша можно начинать учить уже с самых первых дней жизни.

В каком возрасте ребенок должен различать и называть цвета

Возраст, в котором малыш проявит свои интеллектуальные способности в сфере распознавания цветов, полностью зависит от того, занимались ли с ним в раннем детстве родители. Некоторые детки к 3-м годам уже в состоянии не только называть цвета, но и правильно различать оттенки. Но возрастом, в котором малыш уже должен выдавать правильные ответы, считается возраст 7 лет.  До этого времени ребенок имеет полное право даже не понимать, что означает понятие «цвет».

Дальтонизм обычно является наследственным отклонением. Поэтому, если в вашем роду не было дальтоников, то ваше чадо тоже сможет научиться различать цвета.

Если у малыша были замечены проблемы с цветовосприятием, то на это может быть несколько причин:

  1. Малыш не был вовремя обучен понятию «цвет».
  2. Ребенок просто пока накапливает информацию, которую в определенный момент обязательно выскажет.
  3. Малыш не называет цвета, поскольку был в свое время обижен (родители ругали за то, что он называет цвета неверно).

Если перечисленные варианты не имеют отношения к вашему ребенку, а он к 7 годам так и не научился различать цвета, вам стоит проконсультироваться со специалистом. Обычно для выявления проблем используется полихроматическая таблица, по которой врач проводит диагностику.

Как научить ребенка различать цвета

Быстрее всего дети обретают новые умения в коллективных играх и занятиях. Можно записать малыша в кружок или группу раннего развития. Но можно проводить занятия и самостоятельно. Для этого вам не потребуются какие-либо специальные обучающие предметы. Учить цвета проще всего на окружающем пространстве.

С самых ранних лет стоит рассказывать малышу каждое свое действие и описывать окружающие предметы. Это не только позволит ему откладывать информацию о цветах, но и благоприятно скажется на всем умственном развитии.

 Когда вы решите начать занятия, сначала акцентируйте внимание на каком-то определенном цвете (например, желтый). После этого сгруппируйте предметы по цвету – желтый мяч, игрушка, кофта, кубик и т.д. Таким образом, за одно занятие можно изучать по 1-2 цвета, чтобы не сильно нагружать малыша.

После каждого занятия можно проводить небольшой экзамен, прося кроху подать вам предмет определенного цвета.

Каждое занятие с малышом должно проводиться в игровой форме. Так малыш не только быстрее выучит цвета, но и будет сам стремиться к обучению.

Если вы видите, что ребенку сложно запоминать цвета, то обучение стоит немного отложить. Но при этом стоит продолжать разговаривать с крохой, описывая погоду, одежду и прочие предметы быта. Стоит учитывать и индивидуальные возможности ребенка. Поскольку все детки разные, то и информацию они усваивают с разными темпами.

Изучение цветов по возрасту

Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок был самым умным и самым успешным. Это относится и к вопросу о том, как научить ребенка различать цвета. Но некоторые родители слишком торопят события и обучают свое чадо по «программе» старших деток. Это в результате приводит к обратному эффекту, мама огорчается и злится, а ребенок вообще не понимает, что от него требуется. Поэтому стоит помнить, что для каждого возраста существует своя программа обучения.

  1. До года – показывая игрушки малышу, называйте их цвета. Многие родители считают это бесполезным занятием. На самом же деле, развитие детей в этом возрасте идет весьма стремительными темпами, а вся информация непременно откладывается у крохи в голове.
  2. С года и до двух лет – в этом возрасте можно не просто изучать цвета, но и учиться сортировать предметы по цветам. Для этого можно строить башни из конструктора красного цвета, дорогу из желтого и т.д. Поскольку интеллектуальное развитие в 1,5 года уже находится на должном уровне, ребенок может и сам выполнять несложные требования по сортировке цветов. Для этого положите в разные коробки по кубику определенного цвета и попросите кроху положить такие же кубики. Если даже малыш называет зеленый кубик красным, но кладет его к зеленому, значит, он уже добился определенного успеха, и ругать его за это не стоит.
  3. От трех лет и старше – в этом возрасте малыш уже весьма образован и самостоятелен. Поэтому родителям стоит лишь между делом во время развивающих игр напоминать ему о существовании разных цветов. Например, попросите слепить вам белый шарик, нарисовать зеленые глазки, наклеить синюю наклейку и пр. В это же время вы можете задавать малышу наводящие вопросы относительно цветов – какая во дворе трава, каким цветом волк и т.д.

О том, как научить ребенка различать цвета, подробно расскажет видео:

Распространенные ошибки родителей

Поскольку любой процесс обучения имеет свои «подводные камни», а некоторые мамы полностью уверены в том, что знают, как научить ребенка различать цвета, стоит запомнить несколько запретных правил:

  • нельзя ругать ребенка, если он путает цвета;
  • не стоит сразу изучать все цвета радуги и дополнительные оттенки;
  • нельзя ставить ему в пример других детей, которые с 3-х лет безошибочно определяют цвета;
  • нельзя начинать обучение с таких цветов, как малиновый, салатовый и т.д.

Если родители внимательны к своему крохе и ведут с ним диалог с самого рождения, то его интеллектуальное развитие будет идти стремительными темпами. Поэтому каждая мама должна помнить о том, что только от нее зависят дальнейшие успехи малыша.

Источник: https://PomoshRoditelyam.ru/sovety-dlya-roditelej/razlichat-cveta.html

Как научить ребенка различать цвета? Игры и советы

В каком возрасте ребенок должен научиться различать цвета

2016-05-10

Уже давно я обещаю написать статью про то, как научить ребенка различать цвета и про то, как мы делали это с Таисией. Судя по количеству приходящих мне вопросов, эта тема интересует многих мам.

Это неудивительно, ведь знание цветов – это неотъемлемая часть сенсорного развития малыша. Знакомство с цветом значительно расширяет представления ребенка о мире, позволяет ему классифицировать все окружающие предметы еще одним способом – по цвету.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда женщина чувствует шевеление ребенка

Кроме того, умение различать цвета открывает перед ребенком новый пласт интересных развивающих игр.

Когда ребенок начинает различать цвета?

Специалисты утверждают, что для ребенка мир приобретает краски уже в течение первых 3-4 месяцев жизни.

Действительно, ребенок может обращать внимание на контрастные рисунки, неодинаково реагировать на погремушки разных цветов, но об осознанном разделении цветов в этом возрасте, конечно, говорить еще рано.

Умение находить определенный цвет среди остальных и уж тем более называть цвета появляется у малыша значительно позже, не раньше 1-1,5 лет. Ну а точные сроки зависят исключительно от того, будете ли вы уделять внимание изучению цветов с ребенком.

Называть цвета вовремя игр с малышом можно уже и до года, вреда от этого не будет. Ну а после года можно вводить специальные «цветовые» игры, о которых пойдет речь в этой статье. Эти игры подойдут и для малышей 2-3 лет, которые еще путаются в названиях цветов.

Готовность ребенка к запоминанию названий цветов можно очень просто проверить. Играя, с кубиками (конструктором, шариками в сухом бассейне), возьмите, например, красный кубик и попросите малыша найти точно такой же, одинаковый. Если ребенок понял вас и справился с задачей, можно утверждать, что цвета он различает и готов к изучению их названий.

Учим цвета во время повседневных игр и прогулок

Вообще говоря, я убеждена, что для того, чтобы научить ребенка различать основные цвета, нет большой необходимости в специальных занятиях, достаточно просто регулярно называть цвета во время ваших обычных игр.

Рисуете – обязательно проговаривайте цвета карандашей, строите из кубиков, конструктора или мозаики – тоже не забывайте вспоминать оттенки деталей.

То же касается и одевания, прогулки, лепки, аппликации и других ваших любимых занятий – в разговоре постоянно называйте цвета окружающих вас предметов и игровых материалов.

Только помните, что «учить цвета» — это вовсе не значит, что надо постоянно экзаменовать ребенка «Скажи, какой это цвет», «Покажи, где красный» и т.п. Ребенок, как и любой другой человек, не слишком любит, когда ему устраивают проверку знаний, поэтому поначалу просто называйте цвета и сами отвечайте на свои вопросы «Где у нас желтый кубик? Вот он!» «Давай нарисуем траву зеленым карандашом».

1. Сортировка по цветам

В «сортировочных» играх от ребенка требуется разделить предметы на группы, ориентируясь на их окраску, от вас же требуется постоянно озвучивать названия цветов, чтобы они отложились в голове у малыша. Что можно сортировать? Вот несколько вариантов игры:

  • Из любой ненужной коробки вы можете сделать цветовой сортер, достаточно обклеить коробку цветной бумагой и сделать несколько прорезей. Проталкивать в прорези можно детали мозаики, разноцветные скрепки, пуговицы и т.д. Наш сортер сделан из коробки от чая и деталей мозаики. Встречаются иногда и готовые варианты.
  • Сортируем бусины по мискам. Представьте вместе с малышом, что бусины – это конфеты, которыми надо угостить ваших игрушечных друзей. При этом мишка любит только зеленые конфеты, а львенок – только красные, надо очень постараться никого не обидеть
  • Выкладываем на полу игрушки и другие небольшие предметы обихода и предлагаем малышу рассортировать их по коробкам соответствующей окраски. Вместо коробок можно подготовить большой лист бумаги с разноцветными секциями. У нас игра проходила гораздо динамичнее, когда мы распределяли цветные секции между Таисией и ее любимой игрушкой. Например, Тася отбирала все красные предметы, а кукла Маша – желтые.
  • Находим маму-наседку для каждого яичка, ориентируясь на окрас.

Все яички складываем в прикрепленный к курице обрезанный пластиковый стаканчик.

Вариантов цветных сортировок можно придумать огромное количество, все их тут не перечислить. Вы можете раскладывать разноцветных бабочек по цветочкам, фрукты и овощи по корзинкам, а разноцветных зверюшек расселять по домикам Кстати, в Копилке игр от читателей есть еще хорошие варианты цветной сортировки.

2. Игры из серии «Подбери пару»

Игры из разряда «Подбери пару» хорошо применимы и для изучения цветов. Можно подбирать крышки для домиков, колпачки для гномиков или клоунов, жилище для разноцветных человечков и т.п.

Можно попробовать такой вариант игры: разложите перед малышом заранее неправильный вариант и попросите его исправить ошибки.

3. Цветное лото

Игры по принципу лото становятся интересны детям примерно в год с небольшим. Конечно, пока малыши не играют по взрослым правилам, а просто подбирают карточки к игровому полю с картинками.

В цветном лото на каждом игровом поле картинки имеют только один цвет. (Пример цветного лото можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ). Поэтому чтобы собрать такое лото, ребенку нужно отобрать карточки заданного цвета среди остальных и правильно разместить их на поле.

В более усложненной версии можно одновременно использовать 2-3 игровых поля, а также учиться сопоставлять цветные и черно-белые изображения, как в игре «Гномики и домики» (Ozon, My-shop, Read) от «Школы семи гномов».

4. «Цветные» дни

Этот метод знакомства с цветом сейчас очень популярен. Заключается он в том, что в течение одного дня (а некоторые даже растягивают это удовольствие на целую неделю) ребенок очень часто «наталкивается» на один и тот же цвет, регулярно слышит его название и соответственно быстро запоминает.

Так, в день красного цвета вы с малышом можете одеться в красную одежду, отыскать все красные игрушки и даже поесть красные фрукты и овощи. Разумеется, все это время вы будете напоминать ребенку о том, какой цвет встречается у вас на пути.

Вот примерный список того, что можно делать в «цветной» день:

  • Разглядываем вместе с малышом заранее подобранные игрушки изучаемого цвета;
  • Надеваем одежду соответствующих тонов;
  • Проходим по квартире в поисках игрушек и других предметов изучаемого цвета;
  • На прогулке отыскиваем машины нужной нам окраски;
  • Играем с цветовой сенсорной коробокой;
  • Рассматриваем книгу или карточки с картинками нужного нам цвета (скачать пример карточек);
  • Лепим из пластилина, используя только цвет этого дня. Аналогичный подход можно применять и в рисовании, и в аппликации;
  • Играем в лото заданного цвета (см.выше);
  • Включаем в меню продукты изучаемого цвета (Например, для красного дня подойдут: ягоды, помидоры, красные яблоки, гранаты; для зеленого: виноград, зеленые оливки, салат, горошек, зеленые яблоки, стручковая фасоль, киви, авокадо; для желтого: банан, кукуруза, желтые яблоки, лимон, масло, сыр, ананас; для белого: рис, творог, манная каша, молоко; для оранжевого: морковь, абрикос, тыква, апельсин)

5. Карточки Домана «Цвета»

Если честно, я считаю, что изучение цветов по карточкам Домана – это самый простой и в то же время самый эффективный метод , особенно если речь идет не о слишком «ходовых» тонах.

На занятия по Доману требуется минимум усилий и времени, а цвета   запоминаются практически гарантировано, особенно, если раньше малыш уже имел опыт взаимодействия с карточками.

Только помните, для того, чтобы через месяц выученные цвета не вылетели у ребенка из головы, их названия необходимо закреплять посредством других игр (сортировать по цветам, играть в лото и т.п.).

Что еще важно: учите только те оттенки, которые вы сами различаете и названия которых вы действительно готовы употреблять в своих играх и беседах. Не стоит увлекаться наборами вроде «100 цветов» от «Умницы». Какой смысл учить, например, пурпурный оттенок, если встретив его в жизни, вы сами, скорее всего, назовете его фиолетовым. Это только запутает ребенка.

Мы с дочкой принялись за изучение цветов по карточкам в 1 год 4 месяца (к тому времени Тася уже знала и показывала четыре основных цвета). По карточкам за несколько дней мы запомнили еще 14 цветов (итого в нашем арсенале стало 18) и начали упоминать их названия в своих играх. Тех, кто скептически относится к методике Домана, могу заверить, что Таисия и по сей день не забыла ни одного из изученных тогда цветов!

Подробнее о методике Домана и о принципах занятий читайте здесь. «Цветные» карточки можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ, а купить ЗДЕСЬ.

6. Настольные игры

После 2-2,5 лет для закрепления знаний о цветах можно использовать настольные игры. Вот, например, хороший вариант:

Колорама (Ozon, My-shop) и ее аналог — игра «Фигуры» , о них я писала раньше здесь.

Развивающие мультфильмы

Хорошим подспорьем в изучении цветов могут стать развивающие мультики. Пара мультфильмов на эту тему:

Книги

Не забывайте и о книгах. В стихотворно-художественной форме про цвета можно почитать, например, в «Разноцветной книге» Маршака, или у Сутеева в рассказе «Петух и краски» (как правило, публикуется в сборниках Сутеева).

Из обучающих книг можно посоветовать:

«Учим цвета и числа» (Ozon, Лабиринт, My-shop),

либо похожий по своей задумке «Большой атлас животных» (Ozon, Лабиринт, My-shop). И там, и там на одном развороте собраны предметы / животные одного цвета.

А также пособие с наклейками – «Что бывает синим» (Ozon, My-shop, Read).

Источник: https://jili-blog.ru/kak-nauchit-rebenka-razlichat-cveta.html

В каком возрасте ребенок должен знать цвета и как правильно построить обучение?

В первые годы жизни ребенок усваивает огромный объем информации.

Он учится говорить, знакомится с животными и растениями, формирует представление о формах, размерах и цветах предметов.

В этой статье пойдет речь о методах изучения цветов с ребенком.

Цветовое зрение человека полностью формируется к возрасту шести месяцев. А начинать изучение цветов педагоги рекомендуют от года до полутора лет. И к возрасту трех-четырех лет дети обычно могут назвать по меньшей мере несколько основных цветов.

Человек способен различать до 10 миллионов различных оттенков.

Как научить ребенка узнавать цвета?

Перед началом изучения цветов следует проверить, готов ли ребенок к усвоению этой информации. Ответить на этот вопрос помогут упражнения на сортировку по цветам. Малышу предлагаются одинаковые предметы разных цветов.

Например, картонные фигурки, фишки, кубики, детали конструктора. Начинать лучше с двух-трех контрастных цветов. Задача ребенка – сложить предметы каждого цвета в отдельную емкость. В дальнейшем это задание можно усложнить, добавив новые цвета или инструменты.

Предметы можно брать пинцетом или ложкой.

Если малыш справляется с сортировкой, значит он готов к обучению.

Монтессори-педагогика предлагает использовать для изучения трехступенчатый урок.

Перед малышом раскладывают три одинаковых предмета, которые отличаются только цветом.

  • Первая ступень. Показать малышу предметы и назвать их цвет.
  • Вторая ступень. Попросить назвать каждый из цветов, указанных взрослым.
  • Третья ступень. Попросить назвать цвет каждого предмета.

Если на какой-то ступени малыш ошибается, исправлять ошибку не нужно. Следует просто вернуться к предыдущей ступени.

Рекомендации по знакомству с цветом

Для большей эффективности упражнений на изучение цвета следует соблюдать несколько правил.

Фигурки, с которыми работает малыш на первых порах, должны быть одинаковыми по форме и размеру, отличаться только цветом. Другие отличия могут путать ребенка.

Разговаривая с ребенком о цвете, следует правильно формулировать предложения.

Словосочетания наподобие «желтый шарик», «синяя бабочка» могут быть восприняты малышом как названия конкретных предметов: «желтыйшарик» и «синяябабочка».

Лучше сказать так: «Вот шарик. Он желтый». В таком случае слово «желтый» будет восприниматься как некий признак.

Можно также приводить примеры других предметов этого цвета: «Шарик желтый. А вот цыпленок. Он тоже желтый». Это поможет малышу быстрее определить тот признак, о котором идет речь.

Знакомство с новым материалом должно происходить постепенно. Для закрепления полученных знаний можно проводить дни, посвященные одному цвету. Начинать такой день можно с сортировки, отбирая игрушки или предметы нужной окраски. Подбирать подходящие оттенки в одежде, творчестве.

По возможности подбирать продукты и готовить блюда одного цвета. Во время прогулки можно искать его в окружающих предметах. Выбирать книги, в иллюстрациях которых он встречается. Можно отвести для этой игры определенный день недели и запланировать тематику «цветных дней» на несколько недель вперед. А чтобы малыш знал, какой день его ожидает, обводить дни в календаре соответствующим фломастером.

Игры для изучения цвета

Игр с цветом существует великое множество.

Игры-сортировки можно разнообразить и сделать интересными для любого малыша.

Самый простой вариант – показать малышу кубик или фишку и попросить найти предмет такого же цвета.

Можно раскладывать крупные пуговицы, крышечки от детского питания и другие разноцветные предметы по коробочками.

Или «кормить» игрушки конфетами определенного цвета (мишку красными крышечками, а куклу белыми).

Можно сортировать кубики для строительства башенок. В один угол отвозить на грузовике зеленые кубики, а в другой желтые. Затем в каждом углу можно построить желтый и зеленый домики.

Понравятся малышу и игры, в которых нужно найти лишний предмет. Здесь тоже пригодятся цветные кубики и фигурки.

Детишки любят ролевые игры. Так почему бы не совместить любимую игру с обучением? Малыш может быть почтальоном. В сумочку ему нужно сложить «письма» (квадратики из картона разных цветов), а по всей комнате расставить цветные указатели с названиями улиц. Задача «почтальона» – отнести каждое письмо на улицу нужного цвета.

Можно поиграть в водителя общественного транспорта. Автобусом может быть игрушечный грузовик, а пассажирами – игрушки. Каждому пассажиру нужно вручить цветной картонный билетик, который укажет, на улицу какого цвета его нужно отвезти.

Пример простой игры на цвета

Игрушки могут приходить в ресторан и заказывать блюда определенного цвета, наведываться в библиотеку за разноцветными книгами. Вариантов масса, нужно лишь подключить фантазию.

Можно отложить игрушки и вооружиться цветным картоном и ножницами. Разложить перед малышом листы картона разных цветов и из таких же листов вырезать цветы, фигурки птиц, животных и т. д. Листы могут выполнять роль домиков, полянок, куда нужно посадить цветочки, поселить птичек, спрятать зайчиков от волка и т. д. Если задание будет выполнено правильно, то фигурок почти не будет видно на фоне картона.

Творчество – также отличный способ изучения цветов. Рисование, лепка, аппликация – для любого малыша можно подобрать подходящий материал и вид деятельности. Рисуя вместе с ребенком, следует называть каждый цвет.

В процессе работы можно давать малышу небольшие задания. Например, дорисовать ниточки к воздушным шарикам, окошки к домикам, цветочки на чашках. И выбирать для этого соответствующий цвет. Можно соединять линией рисунки одного цвета, раскрашивать по образцу или собственному замыслу.

У каждого малыша должны быть краски. Ведь они не только помогают создавать яркие рисунки, но и позволяют проводить интересные опыты. С их помощью можно показать, как получить составные цвета.

Для этого нужно взять несколько прозрачных баночек от детского питания, наполовину наполненных водой. Добавляя в воду краски основных цветов, малыш увидит чудесные превращения. Капля красной и желтой краски сделают воду оранжевой.

Синяя и желтая, смешавшись, окрасят жидкость в зеленый цвет. А капля синей краски сделает красную воду фиолетовой.

Цветной конструктор поможет выучить цвета

Все полученные цвета следует называть. Если удается получить какой-то необычный оттенок, можно придумать ему название самостоятельно.

Полезно также придумывать, что можно раскрасить полученным цветом.

Детям постарше будет интересно научиться рисовать радугу и разделять цвета на теплые и холодные. Чтобы объяснить ребенку разницу между ними, теплые можно назвать цветами земли, а холодные – цветами неба. Еще можно предложить нарисовать пустыню и зимний пейзаж (или теплую и холодную страну). Для первого рисунка ребенок использует теплые, для второго – холодные цвета. Чтобы подчеркнуть разницу, можно нарисовать оба пейзажа на одном листе.

Хорошей тренировкой будет и уборка рабочего места после занятий творчеством.

Складывая по цветам обрезки цветной бумаги, подбирая нужные колпачки к фломастерам, малыш повторяет изученные цвета.

Проговаривание названий вслух повысит эффективность упражнения.

Папа или мама могут помогать ребенку и время от времени «путать» колпачки, надевать их на фломастеры других цветов. Это даст малышу возможность исправить родителей и создаст ситуацию успеха.

Нельзя обойти вниманием и всем известную игру «Светофор». Водящий поворачивается к игрокам спиной и называет любой цвет. Игроки, которые найдут элемент одежды нужной окраски, могут беспрепятственно пройти в другой конец комнаты (площадки). Те, на чьей одежде его нет, должны пробежать мимо водящего, который может их поймать. Здесь тоже можно попытаться запутать ребенка, показав неверный цвет, когда он водит. Для этой игры следует одеть ребенка поярче.

Кроме самодельных пособий можно предложить ребенку и готовые игры и игрушки, предназначенные для изучения цветов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно мыть соску

Это и названные ранее кубики и конструкторы, и шнуровки с цветными бусинами, и настольные игры. Например, цветные лото. Есть варианты игры, в которых малыш должен подобрать к каждой картинке соответствующую карточку с палитрой цветов. Есть лото попроще, в которых нужно просто отсортировать карточки по цвету изображенных на них предметов.

Ребенок кормит мишку и запоминает цвета

Покупая лото или книги для изучения цветов, следует обратить внимание на качество печати, так как в некоторых изданиях цвета могут быть искажены.

Существуют и развивающие кубики, домики с цветными дверками, к которым нужно подобрать ключики нужной окраски.

Много игр можно придумать с наборами пластиковых фигурок «овощи», «фрукты», «животные» и т. д.

Что делать, если ребенок путает цвета?

Иногда возникает такая ситуация: мама придумывает для малыша разнообразные интересные игры, выполняет с ним упражнения.

Но малыш никак не может усвоить материал, чем вызывает тревогу родителей.

Часто в сознание близких малыша закрадывается опасение: не дальтоник ли он?

На самом деле грубые цветоаномалии почти всегда сопровождаются другими симптомами (светобоязнь, косоглазие, нистагм). Поэтому не стоит переживать из-за незначительных сложностей в обучении, достаточно заглянуть к врачу, который определит, страдает ли ребенок от цветовой аномалии.

Часто малыши различают цвета, но не могут запомнить или произнести их название. Эта проблема постепенно решится сама собой, если продолжать регулярные занятия с малышом и почаще напоминать ему названия цветов.

Многие названия можно заменить синонимами, производными от названий предметов данного оттенка: сиреневый, салатовый, лимонный, сливовый, кирпичный, молочный и др. Они помогут ребенку запомнить новые цвета.

Изучая цвета, малыш расширяет свой кругозор, тренирует память. У него появляется возможность классифицировать предметы по цвету. Кроме того, перед ним открывается множество новых интересных игр, которые помогут ему весело проводить время и развиваться.

Источник: https://momjournal.ru/semya/zanyatiya-s-detmi/v-kakom-vozraste-rebenok-dolzhen-znat-cveta.html

Учим детей цветам

статьи:

Ребенок познает окружающий мир в большей степени с помощью родителей. Именно они обучают его свойствам разных предметов: размером, формой и, конечно же, цветом.

Такая характеристика предмета, как цвет не является обособленной или ярко выраженной, поэтому карапузу достаточно сложно научиться их различать. Какой возраст является оптимальным, чтобы учить цвета и как делать это правильно расскажет данная статья.

Благодаря дельным советам, упоминаемых в статье, обучение ребенка можно превратить в увлекательную, интересную и полезную игру.

В каком возрасте учить ребенка цветам?

О том что все вокруг имеет свой цвет ребенок замечает еще с раннего возраста. Однако, объяснить это они не могут, пока не научатся говорить. Таким образом, полностью различать и называть тот или иной цвет у малышей получится по достижении ими конкретного уровня интеллектуального развития.
Специалисты в области педиатрии и детской психологии рекомендуют начинать процесс обучения с самого раннего возраста.

Таким образом, мозг ребенка работает активнее, интенсивно накапливает информацию, которая по мере его взросления будет усваиваться и применяться. Можно начинать учить цвета для детей от 2 лет, но в этом возрасте многие детки еще не разговаривают. Если в возрасте двух лет малыш не сортирует предметы по размере, форме и цвету, то не стоит бить тревогу.

Уже к трем годам при условии регулярных занятий, малыш самостоятельно сможет называть предметы и давать им простейшую характеристику по форме и цвету, но ошибаться или путаться он все же будет, и это нормально. По мнению психологов, у детей дошкольного возраста могут проявляться какие-либо нарушения касательно цветовосприятия. Беспокоиться нужно начинать, если ребенок после 7 лет не научился правильно различать цвета.

Стоит отметить, что если один из родителей малыша страдает таким расстройством, как дальтонизм, то у крохи также может проявляться данное нарушение восприятия цвета. Однако, важно понимать, что дальтонизм может иметь разную степень и сложность.

Причины того, что малыш не может различать цвета, могут крыться в следующем: — слишком поздно кинулись учить детей цветам; — медленный темп обучаемости у крохи, каждый ребенок уникален и имеет свои способности по восприятию поступающей информации; — неусидчивость, низкая заинтересованность крохи в занятиях.

Этапы обучения ребенка цветам

В процессе изучения цветовых оттенков различают несколько этапов. Прежде, чем начать изучать названия цветов, следует убедиться, что кроха может их различать. Некоторые дети неспособны хорошо различать цвета до трёх и даже четырёх лет. Но начиная с 1 года 5 месяцев, можно предлагать задания на различение цветов. В возрасте до двух лет можно предлагать простые упражнения на сортировку по цветам.

На первых порах это должны быть контрастные два-три цвета, например, черный и белый. Предметы при этом должны быть одинаковыми. То есть ребёнок должен разделять, например, разноцветные кружочки. Можно отделять белую фасоль от красной. Кстати такое упражнение отлично развивает мелкую моторику рук.
Как только малыш хорошо освоит такие сортировки, можно приступать упражнениям посложнее.

Одним из таких упражнений является сортировка по цветам разных предметов с помощью ложки или пинцета. Такое занятие можно предложить ребенку ближе к трем годам, когда он уже хорошо контролирует работу своих рук и пальчиков. Как только родители будут уверены, что малыш различает цвета основного спектра, то можно приступать к изучению их названия. Для этого в Монтессори-педагогике используется так называемый трёхступенчатый урок.

Перед маленьким учеником необходимо разложить три предмета разных цветов, но одинаковых по форме и размеру. В Монтессори-педагогике используются цветные карточки или катушки ниток. 1 ступень. Взрослый показывает карточки ребенку и говорит: «Вот синий, вот красный, вот жёлтый». 2 ступень. Взрослый спрашивает ребенка: «Где синий? Покажи жёлтый! Где красный?» 3 ступень.

Взрослый показывает на предмет и спрашивает: «Какой это цвет?» Если малыш отвечает неправильно, то не стоит его исправлять, нужно просто еще несколько раз проработать предыдущую ступень.

С какого цвета начать учить ребенка цветам?

При изучении цветов сначала следует обратить внимание малыша на четыре основных цветах – желтый, синий, красный и зеленый. Не нужно изучать другие цвета, пока кроха не усвоит эти четыре.

Лишь после того, как он не будет их путать, можно приступать к введению других цветов, но только по одному за одно занятие. Еще один важный момент при обучении малыша – не нужно изучать похожие цвета один за одним, например, розовый и красный или синий и голубой.

Между изучением этих цветов следует поместить кардинально разные оттенки, например, красный, потом белый, потом фиолетовый.

Как научить ребенка различать цвета?

Известно, что лучше всего дети воспринимают и запоминают информацию в игровой форме. Поэтому, чтобы ребенок запомнил, где какой цвет, занятия следует проводить в игровой форме. Незаменимыми помощниками в «цветных» играх с малышом служат разноцветные карандаши, краски и фломастеры. Предлагая малышу фломастер или карандаш, обязательно следует озвучить, какого он цвета, а также заострить внимание на там, какого цвета будет предмет, который им нарисован.

Например, «Давай возьмем в руки красный карандаш и нарисуем красный цветочек». Используя фломастеры с колпачками, можно научить ребенка подбирать каждому из них свой «домик». И если родитель ошибется с цветом, кроха с удовольствием исправит его ошибку. Также можно предложить ребенку карандаш того или иного цвета и спросить, какие предметы можно раскрасить этим цветом? Попутно можно включать малышу развивающие мультфильмы для детей про цвета, например, «Малышарики.

Про цвета», «Кисточка Петти. Учим цвета», «Грузовичок Лева и Пирамидка: Учим цвета» и др. Подойдут и песенки для детей про цвета:
Учить цвета с детьми 3-4 лет можно даже занимаясь привычными делами, например, во время уборки предложить карапузу сначала собрать все красные игрушки, затем желтые, потом синие и т.д.

Еще один вариант такой «веселой уборки» — обращаться к сыну или дочке с просьбой убрать на место коричневого мишку, красный шарик, синий носок, зеленый кубик.

Общие рекомендации, как учить цвета с ребенком

Детские психологи разработали простые рекомендации, с помощью которых можно быстро и легко научить кроху различать цвета и запомнить их названия: — следует правильно называть название цвета и не использовать уменьшительно-ласкательные слова, например, красный, а не красноватый; — разные оттенки нужно называть по-разному.

Например, синий, голубой и фиолетовый не нужно называть синим, иначе ребенку будет не понятно, почему разные цвета называются одинаково; — не стоит ограничивать количество изучаемых цветов. Дети учатся и запоминают очень хорошо. Со временем даже можно добавить слова «светлый» и «темный»; — не нужно просить, чтобы ребенок сразу называл название цвета. Для малыша это может быть еще сложно.

Достаточно будет того, если ребенок сможет показать предмет того цвета, который назвал взрослый.
Вообще, к изучению цветов с ребенком стоит подходить внимательно и ответственно, но при этом спокойно. Активно стоит начинать изучать цвета с малышом 1 года, но запоминать и отличать дети могут только с 2 — 3 лет, когда появится активный познавательный интерес.

При этом очень важен игровой настрой, с ним ребенку выучить эту достаточно сложную тему будет намного проще и интереснее.

Последние материалы раздела:

Нарушение письменной речи у младших школьников

В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка дисграфия. Дети с таким диагнозом совершают много грубых ошибок при написании текста, пишут очень медленно

Нарушение речи у дошкольников

Чтобы как можно раньше выявить речевые расстройства у ребенка, родители должны знать о нормах его развития, особенно в ранний период. Существует много признаков проблем с речью, которые

С какого возраста давать детям планшет

Гаджеты и интернет стали неотъемлемой частью современного мира. Компании-разработчики, в погоне за современными трендами, создают приложения для детей от полугода. А некоторые родители

Источник: https://birth-info.ru/1079/parenting-Uchim-detey-tsvetam/

Учим цвета с ребенком: лучший возраст, игры и упражнения. Как научить ребёнка различать цвета: 6 методик от детского офтальмолога

Исследования показали, что дети начинают воспринимать цвета к 2-3 месяцам. Первые цвета, которые видит ребенок – это желтый, оранжевый, красный, зеленый. В этом возрасте малыши уже могут неодинаково реагировать на свои игрушки разных цветов (например, красная погремушка может радовать ребенка больше, чем синяя), увлеченно разглядывать яркие картинки.

Мир младенца быстро приобретает краски, но если говорить об умении осознанно найти предмет нужного цвета, то обычно оно появляется у детей в год – полтора. Именно в этом возрасте оптимально начинать в игровой форме изучать цвета. Озвучивать ребенку названия цветов можно до года, это пойдет ему только на пользу.

Но не требуйте от малыша слишком много, помните, что его мозг активно развивается, и, как только придет время, вы непременно увидите результаты.

Чтобы понять, готов ли ваш малыш учить цвета, играя с конструктором, попросите ребенка показать деталь такого же цвета, как у вас. Если малыш может найти одинаковые по цвету предметы, значит он вполне готов и к запоминанию названий цветов.

Когда стоит начать обучение цветам?

Ребёнок к первым 2 — 3 месяцам жизни начинает различать красный цвет. Это объясняется тем, что первыми начинают работу колбочки (специальные элементы сетчатки глаза), чувствительные именно к длинноволновой части светового спектра.

В 1 год малыш может отличить 3 простых цвета — красный, жёлтый, синий и 1 сложный — зелёный. Однако проверить, что именно видит годовалый карапуз, пока ещё сложно. В каждом конкретном случае всё зависит от развития речи и мышления.

Активно стоит начинать изучать цвета с малышом 1 года, но запоминать и отличать дети могут только с 2 — 3 лет, когда появится активный познавательный интерес.

Поэтапная работа

Начинать надо с основных вариантов, например желтого и красного, они проще для ребенка. В следующей таблице представлены стадии процесса обучения по возрастам.

Возраст малыша, годы Доступные формы Рекомендуемая продолжительность, мин
1-1,5 Мама может называть не только сам предмет, но и его цвет. Можно повесить над кроваткой разноцветную яркую погремушку и каждый день повторять окрас ее элементов, трогая их один за другим. При кажущейся бесполезности это занятие помогает ребенку постепенно запоминать мамины слова, чтобы потом начать их использовать. 2-5
1,5-2 Продолжается повторение цветов, при этом важно использовать активное слушание. Так, мама может попросить кроху принести ей именно красный мячик.Полезным будет рисование пальчиковыми красками или мелками, взрослый при этом называет, какой оттенок использует малыш для творчества. До 10
2-3 Обучение спектру переходит в активную стадию. Можно использовать блоки Дьенеша, предложить крохе классифицировать предметы по цветам, находить лишнее. 10-20
3-4 Продолжается знакомство с цветами и их оттенками в игровой форме. 20-30

Каждое занятие должно превратиться для малыша в маленький праздник, поэтому можно смело использовать игры, включать его любимую музыку. Главное – ребенка нельзя переутомлять, допустимо заниматься всего по две минуты, но несколько раз в день – это будет гораздо продуктивнее, чем скучное заучивание и неоднократное повторение.

Первое знакомство с цветом

Прежде всего ребенок должен запомнить основные цвета: красный, желтый, синий и зеленый. Учить малыша различать цвета надо последовательно и постепенно.

Красный цвет

Найди предметы красного цвета

Рассмотрите с малышом картинки. Назовите их. Не спеша найдите на картинках предметы красного цвета. Затем вместе с ребенком ищите предметы красного цвета вокруг: дома, на улице. И только когда малыш будет четко находить и называть предметы красного цвета, можно переходить к желтому цвету.

Жёлтый цвет

Учимся различать красный и желтый цвета

Просите ребенка показать на картинках предмет определенного цвета, например: — Покажи красный карандаш. А теперь покажи желтый карандаш и т. д. Объясните малышу, почему цыпленок нарисован только желтым.

Зелёный цвет

Учимся различать красный, жёлтый и зелёный цвета

Попросите ребенка: «- Покажи, что на картинке красного цвета? Найди, что зеленое. Выбери, что желтое». Предложите малышу более сложный вариант игры. Показывая на картинку, спросите: «-Помидор какой? Груша какая?», побуждая ребенка проговаривать названия цветов.

Синий цвет

Учимся различать зелёный и синий цвета

Попросите ребёнка: «Покажи, что синее. Найди всё зеленое».

Учимся различать красный, жёлтый, зелёный и синий цвета

Попросите ребенка: «Покажи и назови, что красное. Что синее? Что зеленое? Что желтое? Скажи, какого цвета кубик. Какого цвета совок?»

Разложи по коробочкам

Рассмотрите с малышом картинки. Попросите найти красную, зеленую, синюю и желтую коробочки. Обратите внимание ребенка на предметы в рамке. Их надо убрать на место. Спросите малыша: «Как ты думаешь, куда мы положим бантик?» Если ребенок покажет верно (красный бант в красную коробку), возьмите карандаш и вместе соедините линией бантик и коробочку. Если задание вызовет затруднение, покажите малышу бантик и спросите: «Где такая же коробочка?»

Подбери куклам одежду

Скажите ребенку: «Давай поможем куклам одеться». Обратите внимание малыша на куклу с красным бантиком и спросите: «Как ты думаешь, какое пальто наденет эта кукла?» Соедините карандашом куклу и пальто соответствующего цвета. Таким образом «наденьте» пальто, сапоги и шапочки всем куклам.

Пожалуйста, оцените материал.

Учим цвета в повседневной жизни

Большую часть знаний о мире дети получают в повседневной жизни: общаясь со взрослыми и сверстниками, наблюдая за природой, играя. Изучение цветов не исключение. Иногда ребенку не нужно выполнять специальные упражнения, чтобы научиться распознавать цвета.

Для этого бывает достаточно того, что он слышит название цвета и связывает его с конкретной вещью. В ходе ежедневных занятий, озвучивайте для ребенка, какого цвета предметы вокруг.

Рисуете ли вы, играете ли в кубики, рассматриваете машины во дворе, читаете, купаетесь, кушаете, одеваетесь – в каждой из этих ситуаций можно ненавязчиво учить ребенка различать цвета.

Важно, чтобы изучение цветов не превратилось в пытку. Не стоит постоянно проверять знания ребенка, спрашивая его, где какой цвет. Вскоре малыш может просто начать вас игнорировать. «Давай раскрасим солнышко желтым цветом!», «Какой вкусный зеленый огурчик!», «Ой, куда пропал синий кубик? Вот он!» – это примеры того, как можно ненавязчиво помочь ребенку запомнить цвета.

Игры для изучения цветов и их оттенков

Для того чтобы у малыша появился интерес к изучению цветов или чтобы закрепить уже имеющиеся знания, можно предложить ребенку поиграть в специальные «цветовые» игры.

Карточки-пазлы «Учим цвета»

Источник: https://malchishki-i-devchonki.ru/izuchaem-tsveta-kak-nauchit-rebenka-razlichat-tsveta-i-ottenki.html

В каком возрасте дети должны знать цвета? как научить ребенка различать цвета?

  • 22 Апреля, 2019
  • Дошколята
  • Светлана Фунтова
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком возрасте делают прививку от гепатита Б

Когда речь идет о развитии ребенка, большинство родителей становится, мягко говоря, зацикленными.

Переживают по поводу того, когда малыш должен начать ходить, говорить, в каком возрасте дети должны знать цвета и формы. Такая характеристика, как цвет, не достаточно обособлена, поэтому ребенку требуется время на ее освоение.

Благодаря следующим рекомендациям и представленным играм у любого родителя получится быстро научить чадо различать и называть оттенки.

Когда учить ребенка различать цвета

О том, что предметы имеют свой цвет, дети знают еще с младенчества. Однако они не могут этого поведать до тех пор, пока не научатся разговаривать. Следовательно, хорошо различать и называть цвета малыши способны только тогда, когда достигнут определенного уровня развития.

Педиатры и специалисты детской психологии рекомендуют начинать процесс обучения как можно раньше, поскольку это способствует активной работе мозга и интенсивному накапливанию информации, которая впоследствии будет лучше усваиваться и применяться. Чтобы правильно подойти к вопросу обучения, родители должны знать, с какого возраста дети различают цвета:

  • черный и белый – первые 1-2 месяца;
  • желтый и красный – с 3-4 месяцев;
  • зеленый и синий – с 4 месяцев;
  • освоение пространства и понимание цвета, находящегося далеко, – 5-8 месяцев;
  • в 9-12 месяцев ребенок видит все цвета на любом расстоянии, может отдавать предпочтения какому-либо оттенку.

Именно с четырехмесячного возраста малыш может различить яркие и тусклые оттенки, крупные и маленькие предметы. В это время ребенок уже четко ориентируется, есть цвет или нет. Мы разобрали, когда ребенок начинает различать цвета. Но когда же учить, как они называются?

Можно начинать запоминать оттенки детям в возрасте от двух лет, при этом многие малыши еще не разговаривают. Если в этом возрасте ребенок не способен сортировать предметы по форме, размеру и цвету, не стоит беспокоиться. При регулярных занятиях к трем годам малыш сможет называть предметы и давать им простейшее описание по цвету и форме. В пределах нормы, если он путается или ошибается.

По мнению психологов, у дошколят могут проявляться нарушения касаемо цветовосприятия. Поводом для беспокойства является то, что к 7 годам ребенок не научился различать цвета.

Этапы обучения цветам

Когда родители уверены, что кроха освоил основные цвета, приступают к изучению их названий. Педагогика по методу Монтессори предлагает обучение по трем этапам. Для этого понадобятся три предмета, отличных по цвету, но схожих по форме и размеру:

  1. Взрослый показывает предмет и называет цвета каждого из них.
  2. Затем спрашивает: где синий? Желтый? Красный?
  3. Взрослый берет предмет и спрашивает, какого он цвета.

Если ребенок отвечает неверно, значит, рано переходить к следующему этапу и нужно освоить предыдущую ступень.

Родители часто спрашивают, в каком возрасте дети должны знать цвета и выполнять этапы без ошибок. Считается, что ребенок в 3-4 года должен знать основные цвета и уметь их отличать и ассоциировать. Например, желтый ассоциируется с солнцем и цыпленком.

Игры для обучения

Мы рассмотрели, в каком возрасте дети должны знать цвета. Это 3-4 года. Чтобы малышу было проще освоить знания, педагоги предлагают играть в такие игры:

  1. Яркие коробки. Суть игры довольно проста: нужно взять две обувные коробки и оклеить цветной бумагой. Малышу предлагают собрать игрушки определенного цвета в соответствующую коробку.
  2. Пирамидка. Приобретают пирамиду с разноцветными кольцами и собирают вместе с ребенком. Нанизывая каждое кольцо, малыш проговаривает цвет. Эта игра поможет ребенку выучить не только цвета, но и понятия «больше», «меньше».
  3. Конструктор. Ребенку предлагают не обычное строительство, а сортировку блоков по цветам. Можно соорудить желтую дорогу, красные и зеленые дома, коричневые башни.
  4. Карточки. Данный метод лежит в основе развития для детей младшего возраста, разработан Гленом Доманом. Из цветной бумаги вырезают карточки и наклеивают на картон для плотности. Малышу показывают цвет и четко произносят его название. Преимуществом этой игры является то, что обучение можно начинать с раннего возраста. Позже, когда ребенок освоит речевые навыки, можно налаживать обратную связь и спрашивать названия цветов.
  5. Мозаика. В магазинах можно найти напольную мозаику, работая с которой ребенок научится определять цвет и разовьет мелкую моторику.
  6. Чудо-бабочки. Из цветного картона вырезают по четыре бабочки и цветка. Цветы раскладывают на столе, а бабочек дают ребенку. Затем озвучивают задание: «Посади желтую бабочку на желтый цветок, красную — на красный» и так далее. Со временем задачу усложняют, делая цветы и бабочек двухцветными.
  7. Волшебная радуга. Большой ватман расчерчивают на семь полос. Это будущая радуга. На каждую полосу приклеивают разные детали в виде кусочков ткани, листики, пуговки определенного оттенка.

Игрушки для изучения цвета

Уже в полтора года, когда дети начинают различать цвета, родителям стоит начинать знакомство.

В процессе обучения лучше всего использовать яркие игрушки и пособия. Некоторые из них уже были упомянуты: конструктор, мозаика, пирамида, однако есть и другие, не менее увлекательные игрушки:

  • кубики;
  • фрукты и овощи из пластика;
  • мячи для сухого бассейна;
  • цветные пуговицы;
  • карандаши и раскраски.

Игра «Цветные дни»

Если вы уже знаете, во сколько лет ребенок должен знать цвета, и хотите начать обучение, предлагаем интересную игру. Она получила широкое распространение среди мам, смысл ее заключается в том, что в течение одного дня либо недели ребенок постоянно знакомится с одним цветом.

С помощью данного метода изучения цветов малыш быстро и без лишнего давления выучит оттенки. К примеру, в «зеленый день» ребенок играет с игрушками этого цвета и надевает одежду в зеленых тонах.

Как еще сконцентрировать внимание ребенка на определенном цвете:

  • во время прогулки нужно обращать внимание малыша на предметы соответствующего дню цвета;
  • лепить из пластилина фигурки или картинки такого оттенка;
  • находить и играть с игрушками выбранного цвета;
  • включить в рацион больше продуктов такого цвета;
  • играть в цветное лото.

Другие игры для деток 4-5 лет

Мы выяснили, когда ребенок должен знать цвета. Это возраст 3-4 лет. Но закреплять полученные знания нужно и позже. Процесс обучения детей проходит легче и интересней, если превратить его в игру. Представленные игры не только понравятся ребенку, но и позволят выучить цвета:

  1. «Путаница». Для игры понадобятся несколько цветных ручек с колпачками либо фломастеры. Задача — подобрать к каждой ручке соответствующий колпачок. Взрослый может намерено перепутать цвета, малыш непременно заметит и исправит ошибку.
  2. «Лишний». Ребенку дают несколько предметов одного цвета и один — другого, к примеру 5 желтых кубика и один зеленый. Малыш должен показать лишний кубик и назвать его цвет. Для детей постарше усложняют игру, предоставляя двухцветные предметы.
  3. «Пара». Эта игра особенно нравится детям. Ребенку предлагают найти пару предмету соответствующего цвета. К примеру, колеса для машины, крышу для домика. Есть и другая вариация игры: перед ребенком выкладывают неправильно скомпонованные в пары носочки или ботинки, вырезанные из цветной бумаги, и просят исправить ошибки.

Карточки Домана

Один из самых простых и эффективных способов научить ребенка отличать цвета — это использовать карточки Домана. Молодым родителям не нужно будет тратить много усилий и времени на обучающий процесс, результат будет заметен в кратчайшие сроки. Тем не менее время от времени его нужно закреплять.

Что делать, если малыш путается?

Зачастую, несмотря на все усилия родителей развить у ребенка цветовосприятие, все заканчивается впустую. Кроха продолжает путать цвета или вовсе забывает их названия. Тогда родители обращаются к специалистам с вопросом, в каком возрасте ребенок различает цвета и как решить проблему.

Причины, почему это случается у детей, могут быть самые разные. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

  1. Каждый ребенок развивается по-разному. Один малыш в полтора года складывает предложения, другой в два с половиной года молчит. Нельзя сравнивать всех детей, каждый индивидуален.
  2. Позднее обучение. Чем раньше начать процесс обучения с малышом, тем быстрее он осилит базовую информацию.
  3. Дальтонизм — это довольно редкое заболевание, которое свойственно только мальчикам. Если ни один из родителей не страдает этой болезнью, маловероятно, что она проявится у ребенка.

Одни дети легко запоминают цвета, другие — форму и размер, поэтому, обучая ребенка, следует проявлять терпение, не давить и не заставлять, рано или поздно он их все равно освоит. Кроме того, при любом взаимодействии с малышом важен не только результат, но и время, проведенное вместе.

Источник: https://parentchild.ru/472312a-v-kakom-vozraste-deti-doljnyi-znat-tsveta-kak-nauchit-rebenka-razlichat-tsveta

В каком возрасте ребенок должен знать цвета и как правильно обучать ребенка

Advertisement

Ваш ребенок путается, называя цвета? Значит, он плохо различает их или просто не знает правильного названия. Поэтому родителям стоит обратить на это внимание и заняться обучением своего чада.

Многие родители с легкостью могут отметить, что уже к трем годам большинство детей уверенно могут назвать основные, а вот уже годам к шести – даже многие оттенки.

Как научить ребенка различать цвета? Чем раньше вы начнете заниматься со своим малышом, тем быстрее он постигнет все тонкости цветовой гаммы и сможет грамотно выражать свои мысли. А там и до рисования недалеко.

Advertisement

Обучение это совсем нетрудное, стоит только посвящать этому достаточно времени и терпения. Чтобы ваши занятия не носили спонтанный характер, можно посоветовать воспользоваться одним из приведенных способов.

Метод 1

Этот способ предполагает повседневное обучение крохи при непосредственном общении. Можно показывать малышу какой-то цвет на прогулке, а потом предложить ему посчитать встречающиеся предметы этого цвета. Например, автомобили. Пусть темой дня станет, к примеру, красный цвет. А ребенок должен указывать или считать все машины красных оттенков. Это превратится в довольно веселую игру, и совсем не важно, сколько автомашин насчитает ваш малыш. Главное, он освоит, как выглядит красный цвет.

Обучаем играя

Дети концентрируют внимание во время игры, именно играя ребенок начинает воспринимать информацию, а также запоминать цвет. К примеру, играя с карапузом 2-3 лет можно попросить его дать любую игрушку яркого цвета.

Конечно же, если вокруг будет слишком много игрушек, малышу будет трудно сориентироваться, поэтому стоит ему помочь, указав на нужный предмет пальцем, вновь озвучив свою просьбу.

Такое обучение для детей имеет важное значение, ведь они начинают запоминать цвета, а также формы при индивидуальном контакте с предметом. Спустя 5 минут, когда малыш отдохнет, можно повторить урок, но уже попросить передать игрушку другого цвета, таким образом, удастся выучить основные цвета.

Благодаря такой методике можно развить не только зрительную память, но и мелкую моторику у детей. В возрасте 2-3 лет карапуз быстро запоминает, поэтому при регулярных занятиях он будет знать все цвета.

Главное, проводить обучающий процесс «незаметно» для малышей, то есть играя, дети даже не поймут, что родители начинают занятие, а будет увлеченно делать то, что предлагают взрослые.

Даже процесс одевания может принести отличный результат, позволит выучить цвета одежды. Предложите карапузу в возрасте 2-3 года надеть, к примеру, синий или зеленый свитер. Если малыш согласится, попросите его принести выбранную одежду из шкафа.

На сегодняшний день существует масса развлекательно-обучающих игр как научить ребенка различать цвета, но выучить его простым навыкам можно и без материальных затрат.

Для малышей 2 или 3 лет большое значение играет общение со взрослыми, поэтому стоит предпочесть специализированным играм простые, доступные совместные развлечения.

Метод 2

Эта методика учит ребенка рисованию, она предназначена для детей постарше. Для ее освоения потребуется приобрести яркие карандаши или фломастеры. Выберите из пачки один карандаш и предложите малышу рисовать только этим цветом.

Например, выбрав оранжевый, рисуйте солнце, апельсин, лисичку и другие объекты оранжевого цвета. Так ваш ребенок будет учиться образному мышлению. Очень помогают при этом различные книжки-раскраски.

Пусть ребенок самостоятельно учится раскрашивать картинки, достаточно просто показать ему, как это сделать.

Этапы развития зрения ребенка до года

Возраст Развитие и навыки
Новорожденный до 1 месяца Новорожденный еще не умеет смотреть двумя глазами и фокусировать взгляд, глаза иногда разбегаются и косят, характерна слабая световая чувствительность
2-3 месяца Начинает различать яркие объекты и следить за движущимся предметом, видит красный, оранжевый и желтый цвета, воспринимает отсутствие и наличие цвета
4 месяца Чувствует и оценивает расстояние, начинает воспринимать синий, зеленый и фиолетовый цвета, фокусирует взгляд на предметах и следит за передвигающимся объектом, реагирует на лица людей, которые появляются рядом
5-8 месяцев Различает предметы, даже самые мелкие, следит за движущимися объектами, узнает знакомые лица и вещи, распознает некоторые геометрические формы (шар, куб, конус), осваивает дальние пространства
9-12 месяцев Хорошо видит на любом расстоянии, различает многие цвета и узоры. Кстати, к году окончательно формируется цвет глаз малыша

Метод 4

Эта методика предполагает использовать специальные развивающие игры. Можно подсмотреть их в книгах или в Интернете, а можно и придумывать самим. Главное, чтобы тема соответствовала обучению распознавать цвета.

Даже простое собирание разбросанных игрушек можно превратить в увлекательное занятие, попросив ребенка сначала убрать игрушки, например, зеленого цвета, потом – синего, потом – красного и т. д.

Так вы сразу убьете двух зайцев: научите малыша соблюдать порядок и лишний раз закрепите его знание различных цветов.

Употребляя все эти методики, помните, что, пока дети совсем маленькие, достаточно учить их различать основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный. Потом можно добавить к их числу оранжевый, фиолетовый, голубой, розовый, серый, коричневый и т. д. Так постепенно добавляйте различные оттенки.

Лучше учить цвета по ассоциациям. Например, серая мышь, голубое небо, красный арбуз, белый мишка и т. п.

Важные советы как научить ребенка различать цвета

Уважаемые родители, многие до вас уже прошли со своими детьми эту важную стадию, поэтому не грех и воспользоваться советами от «бывалых» пап и мам.

Вот главные рекомендации опытных родителей:

  • Регулярно общайтесь со своим ребенком, пусть даже он пока не разговаривает, но слышит вас отлично, каждый день, разговаривая со своим пока еще бессловесным малышом, вы уже даете ему необходимые для жизни знания;
  • Используйте положительные эмоции, начинайте учить ребенка распознавать цвета любимых предметов – игрушки, чашки, фрукта, малыш будет лучше запоминать именно то, что ему нравится;
  • Закрепляйте новые знания на практике, выучив с ребенком название нового цвета, все время повторяйте это, например, просите его, чтобы он принес красный мячик или зеленые брючки;
  • Побуждайте ребенка радоваться новой «победе», пусть он расскажет об этом своему другу или подружке, бабушке, дедушке, а лучше сам продемонстрирует свои знания перед всеми;
  • Не используйте в разговоре уменьшительно-ласкательные названия, например, синенький, желтенький, лучше меняйте построение фраз, сказав однажды зеленый шарик, немного измените сочетание – шарик зеленого цвета, этот шарик зеленый;
  • Лучше начинать изучение цветов с красного, малышам он кажется самым красивым, потом не следует начинать изучение нового цвета, не разучив хорошо старого, для самых маленьких лучше оставить на потом все полутона – розовый, салатовый и т. д.

Уважаемые родители, изучение цветовой палитры поможет в дальнейшем обучить вашего малыша буквам и цифрам, поэтому следует отнестись к этому с должным вниманием и терпением.

Если что-то не получается, не стоит выходить из себя, раздражаться и бросать дело на середине. Лучше вспомните, что вы и сами были когда-то детьми, вас тоже кто-то всему этому научил, и теперь ваша очередь обучить всему маленькое существо. Не отчаивайтесь, и все у вас получится. Удачи!

Самые частые ошибки в процессе обучения

Довольно часто родители считают, что малыш в возрасте 2-3 лет еще не способен запомнить все названия цветов и отличать их между собой. Стоит учитывать, что для малышей до 3 лет задача четкого произношения названий цветов является практически невыполнимой, при этом им удается отлично различать один цвет от другого.

Именно в этот период родителям трудно разобраться, как научить ребенка цветам. Необходимо помнить, что любой обучающий процесс для детей 2-3 лет должен проходить ярко, весело и занимательно в игровой форме. Занятия в привычной обстановке для детей будут располагать к продуктивной совместной работе с родителями.

Новые названия для детей родитель должен произносить четко и внятно, произношение цветов в уменьшительно-ласкательной форме не приветствуются. Основные цвета для малышей третьего и четвертого года жизни должны откладываться в памяти в той же форме, как и называются.

Источник: https://xn----9sbkdi5alq0l.xn--p1ai/simptomatika/obuchenie-detej-cvetam.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Малышок
Сколько раз в день нужно пить фолиевую кислоту при беременности

Закрыть